Авиационная школа Аэрофлота
Классы открывшейся 11 марта 2011 года авиационной школы "Аэрофлота" (АША) расположены в деревне Мелькисарово, неподалеку от аэропорта "Шереметьево". АША - негосударственное образовательное учреждение, очередное дополнение к имеющемуся широкому спектру учебных центров национального авиаперевозчика. Она призвана восполнить дефицит летных кадров, который ныне испытывает авиационная отрасль России, - и не только. По утверждению директора школы Станислава Георгиевича Тульского, новая структура создается в соответствии с высочайшими международными стандартами, с использованием лучшей иностранной практики.
В девяностые годы "Аэрофлот" многому учился на Западе, в том числе у фирм-производителей авиатехники Boeing и Airbus, а также ведущих европейских центров подготовки экипажей, таких как Lufthansa Flight Training (LFT). Сначала российские авиаторы учились у иностранных инструкторов за рубежом. Затем "Аэрофлот" стал арендовать у LFT тренажеры и учебные классы, с тем, чтобы проводить обучения силами собственных инструкторов. "Сейчас все необходимое мы имеем у себя в "Аэрофлоте": наличие опытных инструкторов и новейшего оборудования позволяет считать авиационную школу "Аэрофлота" лучшей в стране, и одной из лучших в мире, - утверждает С.Тульский, - качество подготовки пилотов и авиационных специалистов будет хорошим и абсолютно конкурентоспособным.
Наша школа широко использует зарубежные технологии: мы аккумулировали опыт обучения в десяти иностранных центрах. Кроме того, много общались с летчиками и инструкторами из разных стран мира. Думаю, двадцать лет опыта обучения создают прочную основу".
Менеджеры и инструкторы АША поддерживают дружеские отношения на личном уровне со многими своими учителями и коллегами за рубежом. В частности, с представителями европейского производителя. "В начале года к нам на экскурсию приезжали представители Airbus. Они были если не поражены увиденным, то сильно удивлены. И сказали мне, что им было приятно узнать и посмотреть, как в России местные авиаторы учатся аэробусам".
Что главное в школе? "Все элементы важны, но когда все необходимое оборудование есть, в приоритет, конечно, выходят люди, инструкторы, методика обучения", - отвечает С.Тульский.
Советский Союз имел развитую систему подготовки военных и гражданских летчиков. Однако после распада страны она расстроилась. Резкое падение объемов пассажирских авиаперевозок лишило работы большое количество пилотов, часть из них трудоустроились за рубежом, включая Африку. Сегодня российская экономика - на подъеме, национальная система воздушного транспорта восстанавливается, вновь появился спрос на летчиков.
"Проблема нехватки пилотов существует в целом по стране, и мы пытаемся ее решить", - говорит генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Виталий Геннадиевич Савельев. На подготовку пилотов-выпускников летных училищ национальный перевозчик тратит значительные средства, до $14 млн в год. Достаточно ли будет такого бюджета в последующие годы? Пытаясь ответить на этот и другие вопросы, национальный перевозчик первым делом оценил потребности, - свои собственные и в целом по отрасли. Соответствующими цифрами Виталий Геннадиевич поделился с представителями средств массовой информации на встрече в Мелькисарове 11 марта 2011 года. Он, в частности, сказал: "Если мы в "Аэрофлоте" нуждаемся в 250 пилотах в год, то в целом отрасли необходимо 800 летчиков. А к 2015 году, в соответствии с прогнозом развития самолетомоторного парка, мы будем в целом по стране ожидать дефицита летчиков, если не обеспечим выпуск до тысячи пилотов ежегодно".
К настоящему времени в государственной системе России сохранилось Ульяновское высшее авиационное училище, оно последовательно наращивает выпуск пилотов: в прошлом году выпустило 82 летчика, а приняло 200 курсантов. Ульяновск сосредотачивает усилия на начальной подготовке авиаторов. Он имеет соглашение с "Аэрофлотом", по которому инструкторы авиакомпании участвуют в процессе обучения. Затем "Аэрофлот" принимает выпускников училища и продолжает их обучение на конкретные типы авиалайнеров.
Авиационная школа "Аэрофлота" будет предоставлять собой второй этап обучения, принимая молодых людей в возрасте до 35 лет, желающих летать на A320 и SSJ100. По окончанию обучения, они выпускаются с лицензией летчика. На руки им выдается свидетельство типа MPL. К налету часов на поршневых самолетах, накопленному в Ульяновске, а это примерно треть от необходимого, курсанты добавляют курс подготовки на A320 или Superjet 100.
Директор авиационной школы "Аэрофлота" говорит: "Наш вклад в общее дело состоит в том, что мы даем четкое видение будущего молодым людям, которые хотят стать пилотами "суперджетов" или "аэробусов".
Мы предлагаем им двухлетнюю программу обучения за счет "Аэрофлота", за которую они смогут расплатиться в течение пяти лет, работая в авиакомпании вторым пилотом, с налетом 80 часов ежемесячно. Условия работы в "Аэрофлоте" - на уровне, зарплата - высокая. Заинтересованность обеих сторон присутствует, в отношении условий и перспектив карьерного роста - полная ясность, так что мы рассчитываем получить практические результаты".
Стоимость обучения составляет около $27 тыс. Согласившийся на условия "Аэрофлота" пилот будет выплачивать из своей будущей зарплаты примерно $450 в месяц, пока кредит не погасится. По мнению В.Савельева, "данные условия позволяют устроить экономику так, что бы дать возможность пилотам получить хорошую подготовку, освоить суперсовременные машины - А320 и Superjet 100".
Чтобы готовить курсантов по требованиям "Аэрофлота", Ульяновск добавляет в свой парк Diamond DA42 - сравнительно простые по конструкции легкие двухмоторные поршневые самолеты. Они будут использоваться наряду с нестареющими Як-18Т. Одномоторный "яковлев" служит "летающей партой" для нескольких поколений пилотов. Он подходит для профотбора и начальной подготовки, тогда как DA42 главным образом будет использоваться для знакомства курсантов с технологиями стеклянной кабины и искусству взаимодействия командира воздушного судна и второго пилота в процессе полета.
В авиационной школе "Аэрофлота" установлен компактный тренажер самолета DA42 без системы подвижности, рассматривается возможность покупки второго тренажера. Устройство стоимостью порядка 230 тысяч евро хорошо показало себя в течение трех лет эксплуатации. Прошедшие тренажер летчики демонстрируют возросшее мастерство и легче осваивают А320.
Сегодняшняя пропускная способность учебной системы "Аэрофлота" составляет 160 пилотов ежегодно. В это число попадают как вчерашние выпускники Ульяновска, так и летчики старшего возраста, которые пришли в "Аэрофлот" из других авиакомпаний, где летали на советском типе или Boeing 737. Как объяснил С.Тульский, общая пропускная способность системы в 2015 сохранится на отметке 160 пилотов, однако все выпускники будут молодыми летчиками, пришедшими сразу после завершения обучения в Ульяновске. "Волшебная цифра" объясняется возможностями тренажерного комплекса - в сегодняшнем виде она позволяет выпускать не более 160 человек, каждого с налетом 80 часов.
"Чтобы стать вторым пилотом "аэробуса", надо иметь свидетельство CPL, а это 250 часов налета, - говорит начальник отдела подготовки летного состава "Аэрофлота" А.Мирошниченко, - и мы таких людей учим летать на A320. В этом плане мы накопили уникальный опыт: в таком количестве выпускать готовых пилотов, принимая кандидатов со столь низким налетом, - кроме нас в мире этого больше никто не делает. А мы делаем, и качество подготовки соответствует как требованиям "Аэрофлота", так и Airbus". Российские инструкторы модифицировали программы Airbus с учетом особенности местных условий и самих летчиков, которые приходят в "Аэрофлот" с целью трудоустройства».
Обучение на A320 ведется на английском языке, поскольку самолет имеет иностранное происхождение. На Superjet 100 - тоже на английском. Почему? Объясняет С.Тульский: "Хотя это самолет "Сухого", он тоже создается для продажи зарубежным авиакомпаниям, на нем много иностранного оборудования, и вся информация выдается экипажу на английском языке".
Владимир Карнозов, апрель 2011 г.