О пользе выразительного чтения перед полетом.
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
А ты Саша, чтобы не мучиться от ожидания, можешь поразмыслить над ценой голубого вертолетика...
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Немного впечатлений. Решил потренировать товарища (типа курсант) на С-150. Ну думаю - как без карты-то, надо же мозги человеку вправить. Залез в сеть. Скачал чек-листов штук 15, все разные. Некоторые больше похожи на краткую технологию работы. Но порядок пунктов часто не соответствует порядку действий. С таким подходом я не совсем согласен - технологию надо знать наизусть, и именно по порядку. А карта - для контроля выполнения важных операций. Короче выбрал одну краткую и наиболее приемлемую, но счастья нет. Из-за малого количества критичных операций на этом самолете необходимость карты для курсанта не совсем понятна. В полете смотреть в неё и одновременно управлять самолетом тяжеловато. Короче есть нюансы.
Прихожу к выводу, что для одного пилота проще написать и заставить выучить правильную технологию работы, а развёрнутый чек-лист - это просто её краткое изложение.
Прихожу к выводу, что для одного пилота проще написать и заставить выучить правильную технологию работы, а развёрнутый чек-лист - это просто её краткое изложение.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Этот пост не мог не появится. В нем наше все!smixer писал(а): Прихожу к выводу, что для одного пилота проще написать и заставить выучить правильную технологию работы, а развёрнутый чек-лист - это просто её краткое изложение.
Для курсанта начался самый корткий путь к событиям описанным в бюллетнях 1 и 2.
Пример может показатся не самым удачным. Но я не знаю не одного человека сколько нибудь долго обращающегося с оружием, у которого не было в практике непреднамеренного выстрела или такой выстрел не прозвучал рядом с ним. А это всего от двух, до четырех операций с смертельно опасной игрушкой при отличном знании технологии.
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
-
- Активный участник
- Сообщения: 58
- Зарегистрирован: 05 янв 2009, 11:47
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Новосибирск
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Не совсем верно, технология работы экипажа и чек лист ( карта контрольных проверок) немного разные вещи. В технологии есть выполнение карты для конкретного этапа полёта или действия. По С-150 - это ЕЭВС и для конкретного борта, со своим оборудованием, свои действия. Сейчас в чек лис включают и включения (выключения) СПОТа , если он есть, всё зависит от оборудования борта, поэтому в гугле 15 вариантов, придумывайте свой( как получали СЛГ, в РЛЭ это должно быть?!).
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Для этого существуют т.н. MEMORY ITEMS.smixer писал(а):В полете смотреть в неё и одновременно управлять самолетом тяжеловато.
EASA ATPL(A)
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Саш, ты не поверишь... Тридцать лет за штурвалом, а вспомнить нечего Сплошные серые будни.ЛОДОЧНИК писал(а):Этот пост не мог не появится. В нем наше все!smixer писал(а): Прихожу к выводу, что для одного пилота проще написать и заставить выучить правильную технологию работы, а развёрнутый чек-лист - это просто её краткое изложение.
Для курсанта начался самый корткий путь к событиям описанным в бюллетнях 1 и 2.
Пример может показатся не самым удачным. Но я не знаю не одного человека сколько нибудь долго обращающегося с оружием, у которого не было в практике непреднамеренного выстрела или такой выстрел не прозвучал рядом с ним. А это всего от двух, до четырех операций с смертельно опасной игрушкой при отличном знании технологии.
Но пост-то не об этом. Надеюсь ты не подумал, что я призываю не пользоваться картой? Я же написал - "немного впечатлений". А выводы я для себя сделал такие:
1. Нехрен на старости лет заниматься первоначалкой. Мне трудно влезть в шкуру человека, только что севшего за штурвал. Лучше всего это получится у вчерашних курсантов.
2. Если уж занялся - не ленись, напиши технологию работы. Без технологии карта не поможет. Её просто забудут достать
3. Чек-лист по-американски - это нечто среднее между картой контрольных осмотров и картой контрольных проверок, вернее обе две в одном. Желательно адаптировать её для конкретного самолета (а иногда и аэродрома), проверить последовательность пунктов, а пункты, которые читаются в полете, минимизировать и нанести на таблички на панели (как уже сказали memory item).
4. Простая техника сцуко расслабляет. Поэтому хорошо когда пилот постепенно движется от простого к сложному - и интересно, и хорошо в плане роста. Обратное движение чревато проблемами, примеров масса.
Ну и это только мои мысли, возможно для кого-то они не актуальны. Я ведь слава богу не Нерадька
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
А я я вот аж до изжоги жалею, что так мало осталось фотографий о начале моей карьеры на северах. Не было у нас такого обилия фототехники как сейчас. А вернее не было того, кто может и хочет снимать. Кому то повезло и в экипаже был фотолюбитель, как вот например наш замечательный Игорь Колоколов. А вспомнить есть что. Везло нам на интересное. Позже, уже когда летал на 76-м появились "кодаки", надо как то заняться и оцифровать фотографии. Есть на что посмотреть и есть что вспомнить.smixer писал(а): Саш, ты не поверишь... Тридцать лет за штурвалом, а вспомнить нечего Сплошные серые будни.
Вот соберусь, и напишу сборник юмористических рассказов. Пока ещё память не отшибло насовсем
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Ну..., насчет "технологии" спорить не буду, в моём представлении есть одна "технология" - это "Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа самолёта..." (на каждый тип своя). Не уверен, что такую "бумажку" для себя надо расписывать для самолёта с минимальным составом экипажа 1 чел. В мануале (руководстве) все процедуры расписаны, достаточно их знать наизусть, понимать и выполнять. Это моё мнение. А вот насчет карты не согласен.smixer писал(а): Без технологии карта не поможет. Её просто забудут достать
Забудут?
Так надо впечатывать в мозг чтобы не забыли.
Больше всего на свете я не люблю спешку при подготовке к полёту и всегда ругаюсь (ворчу), если наблюдаю это опасное явление.
С какой бы ноги я ни встал, к самолёту я иду уже настроившись на предполётный осмотр самолёта. Никакого формального подхода. Осознание того что ты делаешь и зачем - вот то что должно быть в этот момент в голове у лётчика.
Чтение карты, даже на Р2002 Сьера, для меня лично обязательная процедура. Навсегда сидит в печенках уже 25 лет. Мелочей нет. Вбили в голову в училище, приклеили и сверху забетонировали.
Единственное отступление позволяю на Сьере (или Як-52 например), перед посадкой сам себе читаю карту наизусть. Бумажку не достаю. Во всех остальных случаях достаю заламинированную бумажку и читаю.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Я тоже про будни вру. Был такой интересный случай связанный с отсутствием контроля.bigmak писал(а):Вот соберусь, и напишу сборник юмористических рассказов. Пока ещё память не отшибло насовсемsmixer писал(а): Саш, ты не поверишь... Тридцать лет за штурвалом, а вспомнить нечего Сплошные серые будни.
Примерно середина нулевых. Летим лёгкую чартерную программу. Три рейса Хабаровск - Нагойя и обратно за неделю. Надо свозить родственников японцев, погибших у нас в лагерях после войны, на мемориальное кладбище на день поминовения. Самолёт Ту-154м. Первый рейс - туда пустой, обратно 40 рыл. С собой кроме стюр, как водится, два техника и техаптечка (домкрат,колёса и т.д). Пошли таможню/границу, приходим на самолёт. Спрашиваю техника - техаптечку загрузили? Ага. А водило (регулярно мы в этот а/п не летаем)? Ну тоже должны... Так должны или загрузили? Ну мы ещё вчера на этот рейс заказывали водило и аптечку, должны были загрузить... Багажники закрыты, багажа не было, чтобы залезть посмотреть надо вызывать машину. Рейс международный, да ещё в Японию, задерживаться нехорошо. Набираю ПДСП. Спросите плиз у АТБ, загружали ли они нам аптечку с водилом? Минуточку...да, говорят загружали. Сзади стоит техник: да фигня, если что, там водило должно быть, туда владивостокцы летают. Ну вроде как ответственность с себя снял - вылетаем. Погода звенит, красота. Снижаемся. Внизу игрушечные японские поля, замысловато закрученные хайвеи, крошечные домики и маленькие небоскрёбы. Пролетаем огромное колесо обозрения, оно немного выше небоскрёбов. Вот и тихоокеанский берег. Аэропорт, расположенный на насыпном острове правильной формы, похож на огромный авианосец. Заходим, садимся. Качество полосы такое, что непонятно - уже сели или ещё летим. Пассажиров нет, хлопать некому. Заруливаем. Краски режут глаз. Асфальт чёрный, трава зелёная, разметка оранжевая, машины белые. Испытываю некоторое ощущение нереальности происходящего, контрастность как в каком-нибудь японском мультфильме. Мимо проплывает громадный океанский лайнер, кажется что он едет по траве. Заруливаем к гейту. Терминал не очень высокий, зеркальные стены имеют обратный наклон. Я вижу в отражении наш самолёт и себя, сидящего в кресле. Машу рукой своему отражению. Подгоняют телетрап, втыкают питание и кондиционер. Мы выходим на воздух. Наш инженер показывает подъехавшему ТЗ, что заправляться не надо. Вокруг самолёта собирается группа японских техников в белоснежных комбинезонах и наперебой просят сфотаться. Говорю,что готов поучаствовать в сессии. Аудитория приходит в восторг. Один из техников просит открыть лючок пульта заправки и сфотаться на его фоне. Я начинаю подозревать, что мы здесь как передвижной зоопарк в деревне. Оглядываюсь и замечаю, что мне совсем не показалось,а на самом деле - вокруг царит стерильная чистота. Конечно Япония - не Россия, не Тайланд и даже не Европа. Там чисто практически всегда и везде. Но и там здания, дороги и машины со временем приобретают слегка "обжитой" вид, особенно на восточном (океанском) побережье. Всякие механизмы вроде трапов стремительно ржавеют. А тут - всё как только нарисовано и ещё краска не высохла. Подходит наш представитель. На самом деле он не совсем наш, а аэрофлотовский, приехал из Токио, потому что наш в Ниигате и у него сегодня рейс. Представитель - серьёзный такой, одетый с иголочки румяный вальяжный дядька, всё как и положено москвичу. Привет-привет, как вы - да ничего, ну сходите в дьюти фри, насладитесь интерьером этого необычного вокзала, вот вам телефон, если что вот мой номер или сам позвоню (у них свой вариант CDMA, айфонов ещё не изобрели). Водило взяли? Ну да, там в салоне техники, разберутся. Идём в магазин за кофе-жвачкой-шоколадом. Через 5 минут звонок. Техники не могут найти водило. А я чем могу помочь? Пусть посмотрят в заднем багажнике. Смотрели, нету. Разворот обратно. Москвич уже не такой раскайфованый, как 10 минут назад. Может где ещё посмотреть? Где, в трюме что ли? У нас вроде не паром... Звоним домой. Никто не в курсе. Ну а что, давайте попросим у владивостокцев, они ж сюда летают... Какие...пиииии...владивостокцы?! Вы первый российский самолёт в этом порту! Он открылся меньше месяца назад! Немая сцена. Что-то в голове щелкает, все картинки становятся на свои места. Я смотрю сквозь стекло на наш самолёт. Он стоит печально уткнувшись в зеркальную стену. Поворачиваю голову. Румяное лицо москвича постепенно приобретает серый оттенок. Ночной кошмар каждого японского мужчины под названием "потеря лица" материализуется прямо на наших глазах.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 959
- Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ULAM
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Терминал разбирали?smixer писал(а): Заруливаем к гейту. Терминал не очень высокий, .
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Да уж... Жду продолжения, попахивает детективом
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Было и такое предложение Там и правда довольно необычный терминал. Зоны прилета и вылета находятся не на разных этажах, как обычно, а на одном, и разделены лабиринтом стеклянными стен. А по крыше можно погулять и посмотреть на самолеты сверху.владислав74 писал(а):Терминал разбирали?smixer писал(а): Заруливаем к гейту. Терминал не очень высокий, .
- Вложения
-
- centrair terminal.jpg (67.18 КБ) 8605 просмотров
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
ну и ? как толкнули?
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
-
- Активный участник
- Сообщения: 81
- Зарегистрирован: 20 мар 2008, 18:31
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
А безводильные тягачи у них есть?
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
сейчас есть
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"