Угол глиссады при нормальном заходе

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: управление энергией

#16 Сообщение Helimobil » 03 ноя 2010, 02:13

Я же говорю, что все из одного и того же места списывали. Робинсон в своем Flight Training Guide прямо говорит: normal approach angle 10°. Но мне кажется, что будучи людьми непьющими, они попутали градусы с процентами :D. Я думаю, что 6° (10%) больше похоже на нормальный угол захода.
Вот что русские пишут:
Untitled.jpg
Untitled.jpg (217.01 КБ) 7847 просмотров
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: управление энергией

#17 Сообщение lt.ak » 03 ноя 2010, 02:51

Helimobil писал(а):Я же говорю, что все из одного и того же места списывали. Робинсон в своем Flight Training Guide прямо говорит: normal approach angle 10°. Но мне кажется, что будучи людьми непьющими, они попутали градусы с процентами :D. Я думаю, что 6° (10%) больше похоже на нормальный угол захода.
не думаю что попутали ... всё в градусах ... Robinson пишет 10° ... в документе FAA вышедшем задолго до того как Robinson написал свой Maneuver Guide - 12° ... в PTS для Steep Approach - 15° (так же как и в других документах) ...

70 км/ч в безветренную погоду со снижением 3 м/с это примерно 8.77° что, в принципе, в диапазоне 8°-12° ... (120 км/ч ~ 5.14°) ... также говорится о начале замедления начиная от 100 м (то есть примерно 300 футов) до 50-60 км/ч (или 10.20°-12.19° при 3 м/с) ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: управление энергией

#18 Сообщение Helimobil » 04 ноя 2010, 03:06

lt.ak писал(а): 70 км/ч в безветренную погоду со снижением 3 м/с это примерно 8.77° что, в принципе, в диапазоне 8°-12° ... (120 км/ч ~ 5.14°) ... также говорится о начале замедления начиная от 100 м (то есть примерно 300 футов) до 50-60 км/ч (или 10.20°-12.19° при 3 м/с) ...
Но только 100 м высоты на 1000 м удаления, это 10% наклона, примерно, потому что точка, куда напралена глиссада, может быть ближе точки приземления.
А вот что пишет весьма опытный и толковый инструктор:

We usually consider a normal approach to be a 10 degree approach. More than 10 degrees is considered to be a "steep" approach, and less than that is considered to be "shallow". For reference, 10 degrees is about what you get in a Cessna 172 with engine at idle and 40 degrees of flaps hung out.

И приводит фотографии захода, на которых видна хорошая 10%-ная (а то и меньше)глиссада!
norm_approach_1.gif
norm_approach_1.gif (47.65 КБ) 7803 просмотра
norm_approach_2.gif
norm_approach_2.gif (49.58 КБ) 7803 просмотра
norm_approach_3.gif
norm_approach_3.gif (47.7 КБ) 7803 просмотра
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: управление энергией

#19 Сообщение lt.ak » 04 ноя 2010, 03:53

Helimobil писал(а):А вот что пишет весьма опытный и толковый инструктор:

We usually consider a normal approach to be a 10 degree approach. More than 10 degrees is considered to be a "steep" approach, and less than that is considered to be "shallow". For reference, 10 degrees is about what you get in a Cessna 172 with engine at idle and 40 degrees of flaps hung out.

И приводит фотографии захода, на которых видна хорошая 10%-ная (а то и меньше)глиссада!
norm_approach_1.gif
norm_approach_2.gif
norm_approach_3.gif
я сам его периодически цитирую ... :wink: ... но и он же пишет о degrees а не о процентах ... посмотрим на картинках ... на первой плохо видно но на второй высота примерно 350-400 ... возвышение у цифр 32 в KLWM составляет 148 (для ровного счета 150) ... и в этот момент он находится примерно в четверти мили от цифр ... таким образом получаем следующий диапазон возможной глиссады ...

[atan(200/1320), atan(250/1320)] = [8.62°, 10.72°]

что как раз и в диапазоне 8°-12° упомянутом ранее ... так что никак не 6° (а то и меньше) ... :P

кстати вчера после работы полетал и позаходил как раз по схеме которую я привёл выше ... вполне нормальные заходы получаются (как раз и ветра совсем не было) ... вот только в ночи с depth perception сложнее и внимания требует больше ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: управление энергией

#20 Сообщение Helimobil » 05 ноя 2010, 00:50

Я, может быть, не в той теме поднял этот вопрос, наверное, стоило создать новую, типа "Методики обучения ... и т.д.". Здесь речь идет не о том, можно или нет летать 10 градусный заход. Конечно, можно. Проблема в том, что невозможно равномерно гасить скорость с 60 до 0 на 10 градусной глиссаде, без того чтобы не нарушить правило 30/300. Максимальный угол, на котором это возможно - 6° или 10% наклона. Чтобы лететь по 10 градусной глиссаде глиссаде с вертикальной 299 fpm, горизонтальная (относительно земли) должна быть около 17 узлов. Это уже скорее steep approach. А чтобы держать 15° с той же вертикальной, нужно лететь примерно 11 узлов.
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: управление энергией

#21 Сообщение lt.ak » 05 ноя 2010, 02:11

Helimobil писал(а):Я, может быть, не в той теме поднял этот вопрос, наверное, стоило создать новую, типа "Методики обучения ... и т.д.". Здесь речь идет не о том, можно или нет летать 10 градусный заход. Конечно, можно. Проблема в том, что невозможно равномерно гасить скорость с 60 до 0 на 10 градусной глиссаде, без того чтобы не нарушить правило 30/300. Максимальный угол, на котором это возможно - 6° или 10% наклона. Чтобы лететь по 10 градусной глиссаде глиссаде с вертикальной 299 fpm, горизонтальная (относительно земли) должна быть около 17 узлов. Это уже скорее steep approach. А чтобы держать 15° с той же вертикальной, нужно лететь примерно 11 узлов.
я тоже считаю что нужно отделить в отдельную ... :wink: ...

а если точнее правило 30/300 в безветренную погоду соответствует ~5.64° ... а при встречном в 10 узлов это уже ~8.43° ... что опять в том 8°-12° диапазоне ... встречный примерно 16 узлов позволит 12° ... для 10° нужно ветра примерно в 13.2 узлов навстречу ... :wink:

да я тоже не против полёта по более пологой чем 10°, тем более это более комфортабельно для пассажиров ... а во время checkride DPE с транспортиром вымерять не будет десять это или нет ... главное что бы не выглядело Steep или Shallow и не болтало туда-сюда слишком сильно ... :D

я думаю в любом случае эта дискуссия полезна всем читающим ... :D
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

K Stanislav
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 01 июн 2010, 11:11
Member of AOPA: No

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#22 Сообщение K Stanislav » 09 ноя 2010, 19:15

Огромное спасибо! Действительно интересная тема.Прочитал все внимательно
два раза и ничего не понял.На следующий день пошел летать.Летал один R-44
Raven II,мой вес 95 кг.,заправка 70 кг,ветер 210-220 и 4 м/с устойчивый,температура 10 и влажность 75%.
Отработал разные заходы , с начала на точку:
- строго против ветра -2 раза;
- ветер справа -2 раза;
- ветер слева - 3 раза;
удаление от точки 2 км. высота 250 м. и удаление 700 м. высота 130 м.
Потом нашел полянку в лесу и попытался все повторить, но не хватило топлива. Вообщем ни разу угол 10 удержать не удалось. И в конце полета, при малом остатке топлива,с курсом 250 ,удаление 1500 , высота 150 - держал 7-8 строго при заходе на точку.
Объясните, пожалуйста, какой должен быть угол в градусах и вертикальная скорость снижения в метрах при обычных условиях:
-при полной загрузке,
-при двух пилотах,
-при одном пилоте и полных баках?
И ,если возможно,какой надув?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#23 Сообщение lt.ak » 09 ноя 2010, 19:27

давайте сначала разберёмся о чём разговор ... вы привели три набора высота/удаление ...

1. 250/2000 подразумевает угол глиссады ~7.13°
2. 130/700 подразумевает угол глиссады ~10.52°
3. 150/1500 подразумевает угол глиссады ~5.71°

что вы имеете в виду под
K Stanislav писал(а):... держал 7-8 строго ...
чем вы это измеряли ? ... или вы про угол тангажа ? ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#24 Сообщение 12345 » 09 ноя 2010, 19:58

Рекомендую простую и понятную глиссаду - 1/10. Кроме всего, по штилю вертикальная по прибору бъёт с поступательной - 60-6, 50-5, 40-4, 30-3 и т.д.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#25 Сообщение lt.ak » 09 ноя 2010, 20:13

12345 писал(а):Рекомендую простую и понятную глиссаду - 1/10. Кроме всего, по штилю вертикальная по прибору бъёт с поступательной - 60-6, 50-5, 40-4, 30-3 и т.д.
иными словами, глиссаде 1/10 или ~5.71° соответствуют следующие (приблизительные) соотношения скорости отнисительно земли и вертикальной скорости снижения:
60 узлов - 600 fpm
...
30 узлов - 300 fpm (правило 30/300 в безветренную погоду)
...
10 узлов - 100 fpm
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

K Stanislav
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 01 июн 2010, 11:11
Member of AOPA: No

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#26 Сообщение K Stanislav » 10 ноя 2010, 20:54

Вот теперь я все понял.Старался держать угол тангажа и глиссада получалась ломаная.
Видимо самолетная привычка.Измерял просто - нарисовал три риски на стекло,крутая ,
средняя,пологая глиссады соответственно. Научили на Кубинке. Пробую этот метод перенести на
вертолет, не получается т.к. идет гашение скорости. Еще раз спасибо,завтра буду пробывать по
Вашим советам.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#27 Сообщение lt.ak » 10 ноя 2010, 21:02

K Stanislav писал(а):Вот теперь я все понял.Старался держать угол тангажа и глиссада получалась ломаная.
Видимо самолетная привычка...
помните что при заходе на самолётах скорость держится постоянной до момента выравнивания ... поэтому и указатель угла тангажа можно использовать для поддержания угла глиссады ... на вертолётах же процесс захода иной ... выберите разные комбинации высот и удалений и посмотрите визуально как выглядит предполагаемое место посадки при том или ином угле глиссады ... и для поддержания того или иного угла глиссады держите эту "картинку" в то время как замедляете скорость относительно земли и вертикальную скорость снижения ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#28 Сообщение 12345 » 10 ноя 2010, 22:31

K Stanislav писал(а):Вот теперь я все понял.Старался держать угол тангажа и глиссада получалась ломаная.
Тангажём регулируй только скорость, а положение на глиссаде(по высоте) только общим шагом.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#29 Сообщение lt.ak » 11 ноя 2010, 00:25

я тут подумал что наверно будет упомянуть углы глиссады при авторотации ... РЛЭ R44 приводит две комбинации - для максимальной дистанции (90 узлов при 90%) и минимальной вертикальной скорости снижения (55 узлов при 90%) ... для максимальной дистанции соотношение примерно 4.7:1, что соответствует углу примерно в 12° при отсутствии ветра ... а для минимальной скорости снижения соотношение примерно 4:1, что соответствует углу примерно в 14° при отсутствии ветра ... (примечание: тот же РЛЭ рекомендует увеличить обороты до минимум 97% ниже 500 футов AGL) ...

используя эти данные можно примерно прикинуть что при авторотации со скоростью 70 узлов и 101-102% вертикальная скорость снижения будет примерно в районе 1600-1700 fpm ... что примерно соответствует углу в 13° при отсутствии ветра ... но при встречном ветре в 5 м/c (~10 узлов) угол глиссады становится равным примерно 15° ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Угол глиссады при нормальном заходе

#30 Сообщение lt.ak » 23 ноя 2010, 10:13

Немного истории ... :wink:
TM 1-260 Title.jpg
TM 1-260 Title.jpg (15.47 КБ) 7608 просмотров
Normal approach
TM 1-260 Normal.jpg
TM 1-260 Normal.jpg (22.03 КБ) 7608 просмотров
Steep approach
TM 1-260 Steep.jpg
Shallow approach
TM 1-260 Shallow.jpg
TM 1-260 Shallow.jpg (23.79 КБ) 7608 просмотров
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»