Поскольку планируемая вертолётная экспедиция США-РОССИЯ пролегает частично через знаменитую трассу "АЛСИБ" (частично, потому что длина перелета вдвое больше этой трассы), не лишним было бы вспомнить, что это за такая трасса Аляска-Сибирь...
Алексей Уранов, доброволец 1941 года, участник ВОВ писал(а):«Аляска – Сибирь – Заполярье»
Секретная трасса «Алсиб»
Лишь совсем недавно в периодической печати и на телевидении стали появляться сведения и сюжеты об одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны – самоотверженной работе советских и американских людей по созданию и эксплуатации арктической авиатрассы Аляска-Сибирь, представляющую собой воздушный мост из США через Берингов пролив в СССР. Он действовал непрерывно в течение 1942-1945гг. и по нему на основе соглашения по ленд-лизу перегонялись американские самолеты в Советский Союз.
До начала работы Алсиба ленд-лизовские грузы поступали к нам по трём постоянно действующим маршрутам. Первый и главный из них – это северный морской путь из Исландии в советские порты Мурманск и Архангельск. Существовал и второй, дальневосточный маршрут – тихоокеанский, который вёл из США прямо в наши дальневосточные порты. Он был опасен и поэтому, естественно малоэффективен. Третий – южный, трансиранский маршрут. Он проходил через Индийский океан к Карачи в Аравийское море, а затем к берегам Ирана и далее по иранской территории до советской границы. Это был достаточно надёжный маршрут, однако его серьёзными недостатками были очень большая длина и дороговизна. Тем не менее, по этому маршруту через Персидский коридор была направлена почти четвертая часть (23,8 %) всех грузов, адресованных нашей стране. По нему, например, ежемесячно направлялось не менее трёх тысяч автомашин, собранных на автосборочных заводах, построенных нашими западными союзниками на берегах Персидского залива. Всего по трансиранскому маршруту прошло своим ходом 200 тысяч автомашин, или 50% всех автомобилей, полученных нами по ленд-лизу за годы войны. Перегонялись по воздуху и американские боевые самолеты.
Доставка ленд-лизовских грузов в Советский Союз по этим трём маршрутам всегда была делом крайне сложным и опасным, особенно по обеим морским трассам. Караваны конвоев, шедших и через Атлантику и через Тихий океан, подвергались постоянным нападениям надводных и подводных кораблей и морской авиации гитлеровцев и японцев. Холодные воды этих океанов и северных морей стали братскими могилами для многих сотен американских, английских и советских моряков. Вместе с потопленными судами уходило на морское дно и немало боевой техники и других стратегических грузов, в которых так нуждалась воюющая Советская страна, её сражавшиеся один на один с фашистскими захватчиками Армия и Флот. Трагедия союзного конвоя PQ -17, произошедшая в июле 1942 года, в преддверие знаменитой Сталинградской битвы, это только наиболее яркий пример. Было потоплено 23 корабля из 34. На дно ушло 3350 автомобилей, 430 танков, 210 бомбардировщиков и почти 100 тысяч тонн прочих грузов. Катастрофа с PQ -17 привела к тому, что англо-американские союзники в самые тяжёлые дни 1942 года надолго прекратили поставки по ленд-лизу через Северную Атлантику, что, естественно, чувствительно сказалось на оснащении советских войск в трудные летне-осенние месяцы 1942 года.
Тяжёлая обстановка на советско-германском фронте диктовала необходимость срочно найти какой-то иной, более безопасный, быстрый и эффективный путь доставки военной техники из США. И такой путь был найден. Им и стала авиатрасса Аляска-Сибирь. Долгое время тема Алсиба была закрытой. В годы «холодной войны» советское руководство, исходя из идеологических соображений, умаляло роль военной помощи США и других союзников по антигитлеровской коалиции советскому народу, в достижении победы над фашистской Германией. После войны к этому добавилась ещё и проблема неурегулированности между СССР и США вопроса о расчётах за поставки по ленд-лизу. Кроме того, освещение темы Алсиба сделало бы достоянием гласности факт участия в строительстве наземного комплекса этой воздушной трассы большого количества заключённых восточносибирских лагерей с их трагической судьбой.
Мне, как участнику перегонки самолётов по Алсибу, очень хотелось в своих воспоминаниях непредвзято оценить тактико-технические данные американских боевых машин. Объективно описать их лётные и боевые характеристики, восстановив тем самым историческую справедливость, излагать всё это только честно и правдиво, опираясь на свой личный перегоночный опыт. Кроме того, безусловно, надо отметить, что достойный вклад в создании Алсиба внесла и американская сторона. Неоценимую помощь в быстрейшем освоении советскими лётчиками американской техники оказывала целая группа опытных американских лётчиков-инструкторов на авиабазе Ленд Филд под Фэрбенксом. Среди них, кстати, был капитан ВВС США лётчик-инструктор Николай де Толли, потомок русского полководца Барклая де Толли. Американцам потребовалось проложить не менее сложную трассу перегонки самолётов с авиационных заводов страны на Аляску.
Самолёты доставлялись вначале в город Грейт Фоле в штате Монтана и оттуда уже проделывали рискованный перелёт в три тысячи миль вдоль горных хребтов западной Канады на Аляску в город Фэрбенкс. За время почти трёхлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста по нему было доставлено в Красноярск более 14000 боевых самолетов, в том числе около 4500 истребителей Р-39 «Аэрокобра», 2400 Р-63 «Кингкобра», 2900 бомбардировщиков «Дуглас» А-20 G и А-20К, 862 бомбардировщика В-25 «Митчелл», 710 военно-транспортных самолетов «Дуглас» С u 47. Кроме того, транспортные самолеты возили особо ценные грузы, дипломатическую почту, самих дипломатов, высокопоставленных государственных деятелей и чиновников. Таким образом, Алсиб сыграл важную роль в достижении общей победы государств и народов антигитлеровской коалиции над германским фашизмом и японским милитаризмом.
Полный текст...