L-29 "Дельфин"
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
L-29 "Дельфин"
К середине 50-х годов во всём мире возникла потребность в реактивных учебно-тренировочных самолётах, так как поршневые уже перестали отвечать требованиям времени. Разработка подобного самолёта в 1955 году в инициативном порядке началась и в Чехословакии. Работы возглавил руководитель одного из отделов VZLU (иссследовательского испытательного лётного института) З.Рублич (в начале 60-х ведущим конструктором самолёта стал Я.Влчек).
В конструкции L-29 использованы некоторые технические решения самолёта CS-102 (лицензионный УТИ МиГ-15), например отстыковывающаяся хвостовая часть фюзеляжа для обслуживания силовой установки, Для упрощения производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального распределения аэродинамической нагрузки по размаху крыло было выполнено прямым. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного слоя в воздухозаборники они были отодвинуты от поверхности на 50 мм, а в образовавшихся щелях установлены аэродинамические ножи. Для улучшения штопорных характеристик применено Т-образное оперение. Шасси, гидро- и пневмосистемы заимствованы от CS-102.
Изготовление первого прототипа XL-29 было завершено весной 1959 года. Из-за отсутствия штатного двигателя на нём был установлен английский "Вайпер" Mk.20. 5 апреля лётчик-испытатель Р.Духон впервые поднял его в небо. В июле 1960 года совершил первый полёт прототип с чехословацким двигателем M-701B. В это же время самолёт получил имя "Дельфин".
В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого учебно-тренировочного самолёта для стран Варщавского Договора. В конкурсе приняли участие конструкторы СССР (ОКБ А.С.Яковлева), ПНР и ЧССР. Весной 1961 года L-29A был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре на аэродроме Монино под руководством Ю.А.Антипова прошли сравнительные испытания L-19A, TS-11 и Як-30. По лётным характеристикам и пилотажным качествам лучшим был признан Як-30. L-29 обладал лучшей технологичностью и имел большую степень завершённости лётных испытаний (Як-30 и TS-11 совершили первый полёт только в 1960 году). С учётом необходимости загрузить авиационную промышленность ЧССР было принято решение запустить в серийное производство L-29 (при этом Польша всё же решила выпускать свой самолёт).
После завершения конкурса продолжились испытания и доводка прототипов. В 1961 году началась подготовка к серийному производству (сборке) на Среднечешском авиазаводе в Водоходах ("Аэро Водоходы"). Изготовление комплектующих было размещено на многочисленных Чехословакии. В 1963 году сборка была переведена на предприятие "Лет" в Угорском Градиште и Куновицах. В 1964 году L-29 получил Золотую медаль Международной машиностроительной ярмарки в Брно, а в 1965 году удостоен звания "Совершенное изделие года". Летом 1969 года L-29A "Акробат" экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже.
L-29 построен по аэродинамической схеме среднеплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане (угол стреловидности по линии четвертей хорд; центроплана - 5°, консоли - 1°24'). Механизация крыла состоит из щелевых закрылков и элеронов. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены воздушные тормоза. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из ТРД "Моторлёт" M-701C. Воздухозаборники двигателя расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа двухместная с двойным управлением, оборудована катапультными креслами. Место инструктора находится сзади и слегка приподнято. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 150 л. В ударном варианте на 2 узлах подвески под крылом могли подвешиваться контейнеры с 7,62-мм пулемётами, бомбы калибром 100 кг, блоки НУРС.
Самолёт принят на вооружение советских ВВС в 1963 году. Он использовался в качестве учебно-тренировочного в лётных училищах (первым его получило Черниговское ВВАУЛ), истребительных авиаполках и в учебных Центрах ДОСААФ (с 1966 года). Специально для передачи и обслуживания сомолётов в 1964 году была организована советско-чешская база в Ивано-Франковске. 11 августа 1964 года лётчица М.Л.Попович установила на L-29 мировой рекорд скорости на дистанции 100 км для самолётов массой до 3000 кг (категория C-1-d по классификации FAI).
В 1992 году началось массовый вывод L-19 из эксплуатации. В настоящее время они сохранились только в Вяземском аэроклубе. На L-29 летает пилотажная группа "Небесные Рыцари" в Мячково. Несколько самолётов имеются у частников. В качестве экспоната L-29 имеется в музеях ВВС в Монино и Черниговского ВВАУЛ, в Пражском музее авиации. В качестве памятника L-29 установлен в Тюмени и Ульяновске.
Серийное производство продолжалось до 1974 года. Всего изготовлено 3665 самолётов L-29. Большая часть из них (около 3000) была поставлена на экспорт (в основном в СССР). Поставлялся также в Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гану, Гвинею, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию, Сирию, Уганду. В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался. Для 60-х годов это был один из самых удачных самолётов стран СЭВ. В боевых действиях применялся Египтом во время войны Судного дня в 1973 году.
Фотографии L-29 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
* XL-29 (OK-70) - первый прототип. Отличался двигателем Бристоль-Сидли "Вайпер" Mk.20 с тягой 795 кгс. Первый полёт 5 апреля 1959 года.
* XL-29 (OK-14) - второй лётный прототип. Отличался формой фонаря кабины и хвостовой части фюзеляжа.
* L-29A "Дельфин" (OK-02) - прототип с двигателем M.701B. Первый полёт в июле 1960 года.
* L-29 "Дельфин" - учебно-тренировочный.
* L-29A "Дельфин Акробат" (L-429) - пилотажный. Отличался одноместной кабиной, дополнительным топливным баком в фюзеляже. Переоборудован из прототипа OK-02. Первый полёт в октябре 1967 года. Позже изготовлен второй экземпляр.
* L-29Р (L-329) - ближний разведчик. Отличался подвесным контейнером с разведывательной аппаратурой. Разработан в 1963-1966 годах. Выпущен малой серией. Поставлялся на экспорт в Египет.
* L-29R "Дельфин" - лёгкий штурмовик (опытный).
* L-129 "Дельфин" - модернизированный (проект).
Лётно-технические характеристики (L-39C)
Двигатель M-701C
Взлётная тяга, кгс 890
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота
10,29
10,81
3,129
Площадь крыла, м2 19,8
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
2280
3280
3540
Запас топлива, л 1030
Боевая нагрузка, кг 300
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
крейсерская
615
655
545
Дальность полёта, км:
без ПТБ
с 2 ПТБ
640
895
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 10900
Продолжительность полёта, ч 2,5
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная
8
4
Длина разбега, м
пробега, м
600
550
Экипаж, чел. 2
Литература
1. Кондратьев В.П. Л-29 // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 34-35.
2. Пазынич С. "Летающие парты" из Чехословакии // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 18-25.
http://aviaros.narod.ru/l-29.htm
- Airhorse
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 282
- Зарегистрирован: 31 авг 2006, 22:08
- Member of AOPA: No
- Откуда: ЛИИ им. М.М. Громова
- Контактная информация:
А вот и по самолёту Л-29 "Дельфин"
Об этой машине как для обучения отзывы хорошие.
Но вот катапультное кресло там стоит ещё не очень надёжное.
фотографии кабины у меня полноценной пока нет. Есть передняя кабина,с плаката снятая и с обозначениями. Не катит выкладывать.
Об этой машине как для обучения отзывы хорошие.
Но вот катапультное кресло там стоит ещё не очень надёжное.
фотографии кабины у меня полноценной пока нет. Есть передняя кабина,с плаката снятая и с обозначениями. Не катит выкладывать.
01001,полосу освободил.
-
- Активный участник
- Сообщения: 70
- Зарегистрирован: 26 сен 2006, 20:13
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва и окрестности
- Контактная информация:
По-моему, ветку уважаемый Администратор начал не в том разделе. Есть же раздел "Иностранные серийные самолёты"
Всё-таки Л-29 разработан и производился в Чехословакии - а это не только не Россия, но даже не СССР.
Может, своей властью - да перенесёте ветку туда, где ей место?
Всё-таки Л-29 разработан и производился в Чехословакии - а это не только не Россия, но даже не СССР.
Может, своей властью - да перенесёте ветку туда, где ей место?
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 294
- Зарегистрирован: 27 дек 2006, 04:43
- Member of AOPA: No
- Откуда: Ormond Beach, FL
- Контактная информация:
Узнаете? Аэродром "Волжанка" (Юрьевское), март 2009 г. Пилотаж над "точкой" и "бреющий" проход над полосой.
- Вложения
-
- L-29_nebo+.jpg (33.04 КБ) 20141 просмотр
-
- L-29.jpg+.jpg (111.39 КБ) 20215 просмотров
Последний раз редактировалось LSA 25 мар 2009, 12:06, всего редактировалось 1 раз.
Над планетой людей...