"идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

В данно разделе обсуждаются вопросы, связанные с созданием аэроклуба. То есть созданием самого предприятия, эсклуптирующего воздушные суда.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Что для вас наиболее решающий фактор при выборе клуба?

Близость к городу
22
23%
Авиапарк
7
7%
Цена летного часа
27
29%
Организация процесса
38
40%
 
Всего голосов: 94

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

"идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#1 Сообщение Serega » 01 окт 2008, 08:33

Коллеги, интересует ваше мнение относительно того, каким же должен быть клуб, в котором можно:

1. Научиться летать
2. Держать самолет
3. Обслуживать самолет

Пожалуйста, выскажите свое мнение по данным аспектам "идеального клуба":

1. Авиапарк клуба
2. Близость к городу
3. Условия для обучение, отдыха
4. Максимально возможная стоимость (на сегодняшний день) для первого полета, часа обучения, стоянки самолета за месяц.

Что бы вам хотелось видеть в вашем клубе, чего нет пока нигде? Чего не хватает всем "нашим" клубам?

Что вас раздражает в наших клубах?
Иванов Сергей

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4988
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#2 Сообщение su27 » 01 окт 2008, 08:55

Идеальный клуб.

Круглосуточная и круглогодичная полоса.
Стоянки (простые с колодками и штопорами и ангары)
Вода (питьевая в т.ч), горячая вода, печка.
АТБ с действующим сертификатом соответствия. Оперативное ТО и тяжелые формы.
ГСМ (от 76-го бензина до керосина).
Учебные классы с современной и своевременной подготовкой.
Домики для отдыха(проживания) разного уровня (от бытовки до 5 звезд All Inclusive)
Гидродром.
Магазин.
Аренда ВС.

Полеты во всех напралениях 7 дней в неделю.

Для детей площадка и альтернативный отдых (картинг, пейнтбол гольф ..... итд итп).

Близость к городу не столь важна как доступность.
Хотя... кому как для Москвы 150 км это близко, а для Казани 60 км это далеко.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до органи

#3 Сообщение Serega » 10 июн 2009, 00:42

Добавлю к этому - офис в городе.
Иванов Сергей

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#4 Сообщение Ритон » 26 дек 2010, 23:35

грамотный техсостав и хорошие условия для обслуживания техники.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#5 Сообщение zenon » 26 дек 2010, 23:36

Как сделать успешный аэроклуб или авиапредприятие в сфере АОН?

Одной из важных составляющих развития АОН является (помимо многого прочего) привлекательность этого направления для целей бизнеса. Реально ли создать не просто выживающее или самоокупающееся предприятие, а предприятие успешное, развивающееся!? Реально. И мы видим, что такие примеры на нашем рынке (назовем его так) есть. В московском регионе из успешных знаю, правда, только вертолетные компании Истра/Авиамаркет (Буньково) и АэроСоюз (Волен). Во всероссийском масштабе и вовсе только ЧелАвиа задает тон. С ЧелАвиа, правда, мне не совсем понятно чистая ли там экономика с точки зрения самоокупаемости. Мне известно, что компания строилась не с нуля, а как еще одно направление деятельности крупного и успешного транспортного предприятия. А я хотел бы поговорить, можно ли на рынке АОН не только существовать, но и развиваться на собственные деньги, зарабатываемые с этого же рынка (то есть без крупных сторонних инвестиций).

Я проанализировал какие есть пути к успешному бизнесу в этой сфере... Пока вижу, что все успешные предприятия АОН "берут" своей комплексностью. Очевидно, что выживать и развиваться можно только комплексным, многосторонним подходом:
  1. первоначальное обучение и переучивание летного состава
  2. продажа авиатехники
  3. авиационно-техническая база, сервисное обслуживание
  4. услуги базировки
  5. дополнительные сервисы
Похоже, что это и есть пять пальцев, составляющих кулак успешного предприятия АОН. Если хоть чего-то не хватает - это уже предпосылка к возможным проблемам. Если не хватает двух-трех составляющих - предприятие не сможет успешно развиваться. Если в наличии только что-то одно - это уже не бизнес, а выживание. Остановлюсь поподробнее на каждом из пунктов...
  • I. Насколько геморройно и затратно учить людей - не мне тут рассказывать. Одна только авиатехника стоит столько, что "мама-не-горюй". А иметь в парке только одно ВС - это не серьезно. Не говоря уже о том, что чтобы делать это легально на базе собственного АУЦа, это вообще отдельный большой труд.

    II. Сама по себе продажа авиатехники - вроде бы дело не пыльное, но только на первый взгляд. Сами продажи достаточно редки и эпизодичны, пока (увы) в России не могут составлять "конвейер" финансов, а содержать людей, помещения, участвовать в дорогих выставках и размещать рекламу на что-то надо. Одна только сертификация ВС чего стоит. В этом плане более-менее "повезло" только вертолетчикам. Оседлав отсутствие аэродромной базы и неразвитость наземной инфраструктуры, они практически переключили на себя весь поток людей, желающих купить воздушное судно. Самолет очень непрактичен в Российских условиях и он сильно уступает вертолету по части утилитарности использования.

    III. АТБ практически не может существовать сам по себе, в вакууме, в отрыве от продаж авиатехники. Это и правовые вопросы, это и клиентская база. Чисто технические предприятия смогут самостоятельно существовать только, когда наберется критическая масса авиапарка в стране (как с автомобилями). Да и то, дорогой автомобиль не станешь ремонтировать в "просто сервисе", а хочется, чтобы он был фирменный, авторизованный. А авиатехника - это всё намного ответственнее и дороже.

    IV. Предоставляя только услуги базировки, в принципе существовать можно. Но только в том случае, если это аэродром, желательно с ИВПП. Перед моими глазами пример Северки... Но этот бизнес в своем чистом виде больше похож на риэлтерский (сдача в аренду), да и развивать его в сетевом масштабе затруднительно.

    V. В дополнительные сервисы я бы включил такие вещи, как выброска парашютистов, покатушки влюбленных парочек и вообще туристическо-развлекательные задачи, взаимовыгодное взаимодействие со СМИ (как минимум - бартер на рекламу) и т.д.
Таким образом, любой человек (владелец), ставящий перед собой амбициозные цели в АОНе, обязан думать обо всех пяти основных составляющих. Возьмем, к примеру ЧелАвиа... Обучение проводится? Безусловно! Более того, имеются договора с авиакомпаниями и осуществляется работа с курсантами на базе собственного АУЦа. Продается авиатехника? Безусловно - самолеты Tecnam. Есть ли АТБ? Безусловно - техсервис и обслуживание самолетов Tecnam. Если ли услуги базировки? Безусловно - имеется даже свой аэродром с инфраструктурой. Есть ли допуслуги? Безусловно, все вышеперечисленные. Олег (глава ЧелАвиа) - большая умница. Всё делает правильно. Мы не знакомы лично, но я ему виртуально жму руку.

Возьмем другой пример, находящийся у меня перед глазами - Истра/Авиамаркет (Буньково). Опять же, всё вышеупомянутое имеется в наличии! И обучение, и продажа вертолетов, и АТБ, и базировка, и всё прочее. И что в результате? В результате отличное, развивающееся предприятие АОН.

Но у меня на глазах есть и другие примеры того, как при отсутствии некоторых составляющих, бизнес приходит в упадок, едва сводит концы с концами, находится на грани выживания. Не будем протягивать указующий перст, но одно только всеобщее убеждение, что "на авиации не заработаешь" лишь подтверждает мою мысль.

Да, входной билет в этот бизнес довольно дорогой. Как говорят, высокий порог вхождения в бизнес. Я его оцениваю в цифру около 5 млн. долл. что для российских реалий и для простых людей, отлученных от скважин и заводов, цифра запредельная. Не стоит говорить и о том, что приходить в банки с бизнес-планом по предприятию АОН для испрошения кредита просто смешно - они даже не поймут о чем идет речь. Так что, все пока держится либо на энтузиастах с деньгами (вроде ЧелАвиа), либо на тех, кому повезло оказаться в нужном месте, в нужное время и вырасти самим.

Вывод... Сделать успешное предприятие АОН возможно. И по-видимому, мы еще будем свидетелями появления таких предприятий. Другое дело, что подходить к этим вопросам надо не с точки зрения любительщины, а как к нормальному бизнесу, работающему по обычным бизнес-законам. И идти тут надо не снизу вверх (от штурвала и пропеллера к предприятию), а сверху вниз, относясь к этому делу, как к нормальному бизнес-проекту. Увы, уже без романтического флёра.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#6 Сообщение shura-ag » 27 дек 2010, 09:44

zenon писал(а): А я хотел бы поговорить, можно ли на рынке АОН не только существовать, но и развиваться на собственные деньги, зарабатываемые с этого же рынка (то есть без крупных сторонних инвестиций).
По вашим же словам получается, что нельзя, так как и вы оцениваете порог вхождения в 5 млн. долл., то есть нужны крупные первоначальные инвестиции. АОН - это очень трудный бизнес с очень длинными сроками окупаемости, как мне кажется.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#7 Сообщение stiratel » 27 дек 2010, 11:51

shura-ag писал(а):
zenon писал(а): А я хотел бы поговорить, можно ли на рынке АОН не только существовать, но и развиваться на собственные деньги, зарабатываемые с этого же рынка (то есть без крупных сторонних инвестиций).
По вашим же словам получается, что нельзя, так как и вы оцениваете порог вхождения в 5 млн. долл., то есть нужны крупные первоначальные инвестиции. АОН - это очень трудный бизнес с очень длинными сроками окупаемости, как мне кажется.
5 млн долларов я думаю не хватит:) если конечно пытаться выполнить условие "доступность от города" именно поэтому кстати очень часта ситуация в европе когда множество аэроклубов базируются на аэродроме принадлежащем оператору или вообще государству. Дилерство сильного бренда и атб конечно ситуацию делают более привлекательной, но как правило дилеров ограниченное количество и брендов интересных тоже: это не дает возможность рассматривать в модели эту составляющую:(
вообще вложения в авиацию штука прикольная только с точки зрения драйва от
процесса. А как инвестиции... шлак:)

Зы: имхо в опросе нужно предусмотреть возможность мультивыбора: получается если я за доступность, то для меня это аболютный приоритет даже перед организацией процесса:)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#8 Сообщение zenon » 27 дек 2010, 12:00

shura-ag
С деньгами - можно. Опять же, 5 млн. - это цифра организации бизнеса с нуля, не имея в начале ничего. Сюда входит и покупка земли/аэродрома, и всей авиатехники и т.д. Если что-то уже есть (что, впрочем, равносильно деньгам) - все быстрее и легче. Опять же, время и деньги - понятия конвертируемые. Можно что-то сделать быстрее, но дороже, а можно медленнее, но дешевле. Это уже конкретные нюансы.

Еще хотел добавить, что АОНовский бизнес возможен только при наличии некоего критического числа состоятельных клиентов. А это впрямую зависит от размера и развитости региона. Пока это условие выполняется только для очень крупных деловых центров вроде Москвы, Питера, в несколько меньшей степени Ебурга, Ростова и, возможно, еще пары-тройки городов. Купить заброшенный аэродром где-нибудь в степи - оно конечно дорого не будет, только кому оно будет нужно? :)

stiratel
"Площадка" для приложения сил пока еще относительно свободна. И брендов свободных еще достаточно, и не все аэродромы раскуплены, и число возможных клиентов мало-помалу растет. Что касается аэродромов - да, возможно развитие и на арендованной земле. Меньше свободы, больше зависимости, но это возможно.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#9 Сообщение shura-ag » 27 дек 2010, 12:31

Больше соглашусь с Кириллом. Из общения с активными Аоновцами, мое понимание, что этот вид бизнеса скорее приносит моральное удовлетворение, чем финансовое. Для того, чтобы это стало настоящим бизнесом нужно, чтобы это был конвейер, у нас пока еще шутчный товар. Но лет через 10 ситуация, полагаю, изменится в лучшую сторону существенно, и надеюсь, что все, кто начал вера и начинают сегодня, окажутся в выигрыше.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#10 Сообщение zenon » 27 дек 2010, 13:01

Коллега, это не гадание на кофейной гуще - верю, не верю... И вышеупомянутые мной успешные имена на рынке АОН - не призраки, а компании, реально доказавшие, что это возможно. Я лишь попытался разобраться в чем причина их успеха и показал это. Если у кого-то не получается прибыльный бизнес в АОН, это не проблема самого АОНа, а проблема подхода к делу. И не стоит ставить клеймо "это невозможно". Возможно! Но когда рынок маленький, нужно собирать урожай с каждой делянки - курочка клюёт по зёрнышку. И слабые пальцы, собранные вместе, превращаются в сильный кулак. Взять Авиамаркет... (все эти данные открыто приведены руководством компании в итогах года) За 2010 год обучено и доведено до пилотского удостоверения 28 курсантов. Хотя всего училось 36 человек (некоторые не дошли до финиша). Летный час на Робике, напомню, стоит ~ $650. За этот же год продано 17 вертолетов. На вертодроме базируется несколько десятков бортов (в ангарах и на открытой площадке). Постоянно функционирует АТБ, обслуживающий многие десятки бортов - проданных компаний за все годы и чужие. Проводятся коммерческие курсы повышения квалификации. Организуются зарубежные туры. Вот так строится успешный бизнес! Я думаю в том же ЧелАвиа достижений не меньше - просто не знаю их кухню.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#11 Сообщение shura-ag » 27 дек 2010, 13:17

Да я тоже гаданием на кофейной гуще не занимаюсь, и далек от этого. И делаю такой вывод, также обладая некоторой информацией, правда озвучивать публично не хочу да и права такого не имею.
Просто вы рассказали о доходной части, так поведайте расходную. топливо, аренда, зарплата и т.д. и т.п. какая прибыль у Авиамаркета получилась с этого всего?
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#12 Сообщение Ритон » 27 дек 2010, 13:24

Даешь первый IPO АОН!

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#13 Сообщение zenon » 27 дек 2010, 13:56

Я, честно говоря, не знаю (да и не хочу знать) прибыль конкретных компаний, вижу лишь результат - компании растут, развиваются, строятся, имеют амбициозные планы на будущее. Значит прибыль есть. Кстати топливо - очень хороший источник дохода (не упомянутый мной в прочих сервисах). Туда же я бы отнес и такие вещи, как торговля авиационной одеждой, сувениры, дополнительная авионика и аксессуары (доп. баки, гарнитуры, радиостанции и т.д.). Кстати, всему этому в Авиамаркете уделяется должное внимание.

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#14 Сообщение stiratel » 27 дек 2010, 16:35

zenon писал(а):Я, честно говоря, не знаю (да и не хочу знать) прибыль конкретных компаний, вижу лишь результат - компании растут, развиваются, строятся, имеют амбициозные планы на будущее. Значит прибыль есть. Кстати топливо - очень хороший источник дохода (не упомянутый мной в прочих сервисах). Туда же я бы отнес и такие вещи, как торговля авиационной одеждой, сувениры, дополнительная авионика и аксессуары (доп. баки, гарнитуры, радиостанции и т.д.). Кстати, всему этому в Авиамаркете уделяется должное внимание.
Надо разговаривать с цифрами в руке: ) так это просто флуд. Думаю если 5 лет окупаемости вложений можно достичь, то можно заниматься, а меньше интересно когда это хобби а не бизнес. При этом я сильно сомневаюсь что 20 можно получить:) тем более рынок крайне не стабильный- хобби первое на чем ставиться крест в тяжелые времена, а они еще впереди:(

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: "идеальный аэроклуб" - от инфраструктуры до организации

#15 Сообщение zenon » 27 дек 2010, 16:51

Если-б я и знал цифры, то не сказал бы - никто меня на сие не уполномочивал. Это не мой бизнес. А если вам флудом кажется серьезный разговор о том, как прибыльно работать в АОНе - скажите модератору и если вы правы, он снесет тему в соответствующий раздел. Хотя мне кажется, что вы не правы флуд - это как раз разговор о флуде.

Лично я полагаю -и убежден в этом - что дилетантские рассуждения о невозможности рентабельно работать в АОНе, приносят АОНу один вред.

Ответить

Вернуться в «Организация аэроклуба (создание предприятия)»