#126
Сообщение
Corvus » 17 июл 2013, 09:58
Теперь о второй составляющей метеообеспечения авиации - производстве прогностической продукции.
Она состоит из трёх элементов:
1) разработка прогнозов погоды по аэродрому (TAF), а также предупреждений по аэродрому, предупреждений по району полётной информации
(SIGMET) и т.п. "локальная" прогностическая информация по конкретным аэродромам и районам.
2) разработка прогнозов погоды (в виде таблиц, текста и карт) для визуальных полётов малой авиации в нижнем воздушном пространстве (включая неконтролируемое пространство класса "G").
3) разработка прогнозов погоды (в форме прогностических карт явлений погоды, ветра и температуры) для приборных полётов
авиации в верхнем воздушном пространстве.
Вообще, для ведения прогностической деятельности некоей компанией (ПМИ - провайдером метеорологической информации, в терминах проекта
ФАП по метеорологическому обслуживанию полётов гражданской авиации), в качестве альтернативы органам Росгидромета, эта компания должна иметь источник исходной информации
для подготовки прогнозов. В 21 веке эту информацию (сводки погоды по неавиационным метеостанциям для построения карт фактической погоды, расчётные данные глобальных гидродинамических моделей атмосферы, спутниковые снимки облачности) можно в больших объёмах получать в открытом бесплатном
доступе на ряде специализированных интернет-сайтов. Хотя традиционно основным источником информации до недавнего времени было оборудование для приёма информации со спутника и специализированное программное обеспечение для обработки метеоинформации и построения разнообразных карт погоды. В России это соответственно комплекс
"МИТРА" стоимостью порядка 300 тыс. руб. и пакет программ "ГИС-метео" (не путать с одноимённым интернет-сайтом) стоимостью, в зависимости от комплектации, от 1 до 3 млн. рублей. Росгидромет при выдаче лицензий на деятельность в сфере гидрометеорологии очень приветствует, чтобы компания-соискатель приобрела и то, и другое. Но, по большому счёту, в наше время особой необходимости в этих капиталовложениях нет, и почти всё необходимое для подготовки прогнозов можно найти в сети интернет.
Легче всего создать конкурентную среду по пункту № 3 - и она уже есть: по территории Евразии выпускает такого рода карты не только Гидрометцентр России, но и зональный центр авиационных прогнозов в Лондоне. Кроме того, такие карты можно (при наличии вышеупомянутого пакета "ГИС-метео" или самостоятельно разработанных интернет-сервисов на основе карт Гугла или Яндекса)
строить самостоятельно на основе данных, имеющихся в интернете. То есть уже в настоящее время с тенологической точки зрения легко создать независимую компанию-ПМИ, которая будет предоставлять метеоконсультации экипажам по условиям полётов по воздушным трассам
и зарубежным аэропортам (сводки METAR и TAF по которым, в отличие от российских, находятся в свободном бесплатном доступе в интернете).
Что касается пунктов № 1 и 2, тут ситуация сложнее. Сейчас такого рода прогнозы по территории России разрабатываются почти исключительно синоптиками сети АМСГ Росгидромета (причём в основном устаревшими ручными методами, с малым использованием современных модельных технологий, с низкой пространственной детализацией и зачастую перестраховочным характером прогнозов) и больше взять её пока неоткуда. Есть некоторые исключения - независимые АМСГ, входящие
в состав авиапредприятий (например, АМСГ Пермь), но это пока редкость. Хотя технологических проблем и в этом направлении по существу нет: если всерьёз заняться этим вопросом, можно на основе вышеупомянутых глобальных моделей сделать систему детального авиационного прогноза для нижнего воздушного пространства, включая и автоматизированную подготовку прогнозов TAF. При этом необходимость в труде синоптика резко снижается, и можно в одном прогностическом подразделении (или ПМИ) выпускать прогнозы по большому числу аэропортов и по обширной территории. К сожалению, разработки в этом направлении в РФ пока отсутствуют (или по крайней мере не известны широкой общественности), за исключением нашего сайта Метеоцентр.Азия.
В общем, если в сфере метеонаблюдений на аэродромах конкурировать с Росгидрометом трудно (ибо пришлось бы создавать "параллельные" АМСГ в аэропортах и вкладывать огромные деньги в приобретение, монтаж и эксплуатацию оборудования), то в сфере прогнозирования конкуренция вполне возможна и даже необходима. Например, прогностические карты для нижнего воздушного пространства современные модели атмосферы позволяют выпускать с горизонтальной детализацией прогноза порядка 100 км и даже 50 км, в то время как карты Росгидромета имеют детализацию порядка 300-600 км и более (это было нормально в 1990-е годы, но совсем не нормально в настоящее время). Точно так же можно организовать автоматизированный выпуск прогнозов TAF, и эти прогнозы, будучи разработанными по модельным данным, будут отражать реально ожидаемую погоду, а не носить перестраховочный характер, в отличие от прогнозов TAF, выпускаемых АМСГ Росгидромета посредством устаревших методик ручного синоптического анализа.