Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#1 Сообщение icarus » 01 мар 2011, 13:52

Как-то видел потрясшие меня ролики учебных фильмов ВВС с посадками на автостраду:
http://www.youtube.com/watch?v=rV4MkR0B ... re=related
http://www.youtube.com/watch?v=a5u0RDfJ_ac&feature=fvw
Обсуждали их. И выплыла тема, что хорошо бы и нам, пилотам АОН, уметь использовать дороги в качестве ВПП. И вот тут мнения разделились. С одной стороны, действительно хорошо - страна большая, аэродромов мало, дорог правда тоже :) но все же возможностей и доступных мест становится больше. К тому же пространство G и полеты на геоточки - реальность, к тому же - полезное умение в нештатной ситуации. Другие говорили скептически - вот из-за такого "полезного" умения наши садятся на рулежки, пилотов АОН считают хулиганами, а статистика происшествий пополняется случаями встреч со столбами, проводами и прочими неожиданностями. Короче, решил вынести на форум. Кто что думает по этому поводу? А если у кого-то была подобная практика - поделитесь! Интересно.
З.Ы. Заранее прошу прощения, если чего-то не увидел и это уже здесь обсуждалось.

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#2 Сообщение engin » 01 мар 2011, 14:06

Тоже много об этом думали...
Я бы не приветствовал посадки в не штатной ситуации на дороги и другие общественные места хотябы из-за небезопасности для окружающих...
Только при уверенности 100% свободности трассы, да и то...
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#3 Сообщение Andrey Ivanov » 01 мар 2011, 17:22

Считаю, что нужно уметь и знать как выбирать и осматривать подходящую для посадки дорогу. Чего бояться.
Никто из здравомыслящих людей садиться на оживлённую дорогу просто так не будет, однако уметь подсесть на пустую просёлочную дорожку это намного более безопасное решение, чем посадка в чистом поле.
Прошлым летом об этом тоже много думал, читал, спрашивал инструкторов и даже тренировался заходить (правда без касания).
Какие для себя сделал выводы:

Подбор дороги:
- прямолинейный участок не менее 800-1000м (нужно место для захода и выравнивания);
- ширина асфальтовой дороги не менее 2 полос;
- отсутствие деревьев, кустарников и дорожных знаков по обочине дороги;
- отсутствие столбов и проводов вдоль дороги и самое главное - поперёк! (т.е. надо очень внимательно осматривать местность около дороги, т.к. проводов не видно, поэтому смотрим столбы);
- отсутствие оживлённого движения и возможность осмотра дороги перед заходом на предмет неожиданного появления машин;
- наличие съездов с дороги (после посадки ВС нужно куда-то убрать, дабы не перекрыть движение);
- оценка состояния дорожного полотна (в асфальте могу оказаться огромные ямы при ближайшем рассмотрении - оценить можно только при проходе имитирующем посадку, т.к. видны с очень близкого расстояния);

Прогнозирование условий посадки:
- направление и сила ветра (оценка возможности удержаться на дороге и не слететь в кювет при боковом ветре);
- оценка возможных роторов от ближайшего леса;

При этом нужно, сначала на аэродроме, научиться точно держать курс при взлёте и посадке с боковым ветром!
Также, в отличие от аэродрома, где виден конец ВПП - на дороге кажется, что ВПП бесконечна, однако это очень обманчивый момент, т.к. меньше уделяешь внимание препятствиям.

Ну и самое главное, чего я понял, попробовав заходить на дороги, важно для самого себя разработать методику подготовки к таким посадкам и максимально возможно подготовиться на аэродроме. Т.к. сначала всё кажется достаточно просто, а когда уже зашёл и начинаешь видеть реальную ситуацию, то становится страшновато.

stiratel
Гуру
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 19 дек 2008, 19:57

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#4 Сообщение stiratel » 01 мар 2011, 18:34

В журнале Pilot регулярно публикуют минитесты для пилотов. Ответы перевернуты, так что выбирая вариант не видишь ответа. Ситуация: отказ, требующий немедленной посадки (су, пожар). Варианты: лес, догога и озеро. Я выбрал дорогу: правильный ответ - лес!!! Разъяснение было предложено такое: про озеро все понятно: капотирование, жбаном об рога, потеря сознаия и буль буль. Дорога: лаконично было написано что пилот не имеет права подвергать опасности жизни людей на земле ни при каких обстоятельствах. Машина может появиться незаметно и заходящее вс он никогда не увидит. Лес. На верхушки, считается относительно безопасным вариантом для вс с небольшой массой. Был удивлен но доверился опыту уважаемого журнала. Если рассматривать проселок то я предпочту поле: проселки у нас с колеей от беларусси:(

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#5 Сообщение Andrey Ivanov » 01 мар 2011, 18:47

Хороших полей сейчас почти нет. Т.к. почти перестали выпасать скот и заниматься сельским хозяйством, поля либо заростают кустарником, либо муравейниками высотой по пол метра, либо к середине лета там борщевик выше человеческого роста....
Ближе на юг - с полями дела получше...

Ну а колеи от трактора - тут надо смотреть...

Про потенциальную опасность для машин - спорный вопрос... Знаю массу примеров посадок на дороги без происшествий и ни одного примера встречи с авто.

Да, плюс в примере с вынужденной посадкой - шансов уйти на 2 круг нет.

Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#6 Сообщение LSA » 01 мар 2011, 19:32

stiratel писал(а):В журнале Pilot регулярно публикуют минитесты для пилотов. ... Дорога: лаконично было написано что пилот не имеет права подвергать опасности жизни людей на земле ни при каких обстоятельствах. Машина может появиться незаметно и заходящее вс он никогда не увидит. ... Если рассматривать проселок то я предпочту поле: проселки у нас с колеей от беларусси:(
Добавлю, на основании достоверных сведений. Пример с самолетами ВВС, выполняющих посадки на АУД, запредельно далёк в качестве примера для аналогичного использования в АОН. Во-первых, если смотреть видеоролик, то непосвященному зрителю кажется ,что АУД по необходимости выбирают сами военные в дорожной сети. Но это абсолютно не так. Все АУД заранее спроектированы и построены с усиленным покрытием и подложкой. Все эти участки входят в инфраструктуру театров военных действий, координаты их известны (в основном были в Прибалтике и в Белоруссии, где позволяет равнинный ландшафт). Параллельно с каждым АУД имеется автодорога-дублёр. Во-вторых, накануне полетов движение автотранспорта по АУД полностью перекрывается - это и ежу понятно. До посадки первого самолета проводится тщательная рекогносцировка, которую в фильме показали, что группа прилетела на вертолете (хотя приезжает обычно по земле). В качестве запасного аэродрома АУДы никогда не использовались и не могли фактически использоваться (лишь в легендарной кинокомедии Рязанова про приключения итальянцев в России был случай в Аэрофлоте).
А самое главное, что посадка самолета ВВС на АУД - это выполнение задачи "Выход из под удара", а посадка самолета АОН - это уже категория особых случаев в полете. Как говорят в Одессе - две большие разницы.
Кстати, видел где-то публикацию на тему авиационных происшествий General aviation (кажется по данным NTSB) при посадках на автомагистрали.
Р.S. Диктор в фильме называет АУД почему-то неправильно - это Аэродромный (а не автомобильный) участок дороги.
Над планетой людей...

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#7 Сообщение lt.ak » 01 мар 2011, 19:44

на Alaska-е посадки на дороги это рутинная операция ... и даже недавно было частью программы на National Geographic ...

федеральное законодательство вообще то это не запрещает - нужно смотреть законы конкретного штата и конкретного муниципалитета ... например в Montana прямо разрешено - MCA 67-1-204
...
(3) Aircraft landings and takeoffs from public roads in this state are lawful if proper safety precautions, as approved by the governing jurisdiction of the roads, are taken prior to the landing or takeoff, except as otherwise provided in this section. However, the local governing jurisdiction may not incur liability as a result of an approval under this subsection.
...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#8 Сообщение Andrey Ivanov » 01 мар 2011, 19:48

Абсолютно согласен, что пример с самолётами ВВС от нашей авиации запредельно далёк.
Но у нас совершенно другая техника, часть из которой позволяет безопасно выполнять такие посадки. На Ан-2 можно легко сесть почти на любое поле, не сильно боясь борщевика, пшеницы, а вот на Cessna-150/ 172 десять раз подумаешь о последствиях такой посадки...

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#9 Сообщение Andrey Ivanov » 01 мар 2011, 19:49

lt.ak писал(а):на Alaska-е посадки на дороги это рутинная операция ... и даже недавно было частью программы на National Geographic ...
А может на Аляске есть курсы или методика - как пилотов учат подбирать дорогу, и условия?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#10 Сообщение lt.ak » 01 мар 2011, 19:53

Andrey Ivanov писал(а):А может на Аляске есть курсы или методика - как пилотов учат подбирать дорогу, и условия?
курсы есть - кусочек такого обучения и показывался по National Geographic ... это обычно часть курса для Bush Pilot ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
Карел
Гуру
Сообщения: 1111
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 18:38
Member of AOPA: No
Откуда: Петрозаводск

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#11 Сообщение Карел » 01 мар 2011, 19:59

LSA писал(а):Добавлю, на основании достоверных сведений. Пример с самолетами ВВС, выполняющих посадки на АУД, запредельно далёк в качестве примера для аналогичного использования в АОН. Во-первых, если смотреть видеоролик, то непосвященному зрителю кажется ,что АУД по необходимости выбирают сами военные в дорожной сети. Но это абсолютно не так. Все АУД заранее спроектированы и построены с усиленным покрытием и подложкой. Все эти участки входят в инфраструктуру театров военных действий, координаты их известны (в основном были в Прибалтике и в Белоруссии, где позволяет равнинный ландшафт).
Наш форумчанин zond на учениях в Белоруссии сажал Су-27 на АУД, рассказывал примерно то же самое.

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#12 Сообщение Andrey Ivanov » 01 мар 2011, 20:19

А можно ли материалы курсов Bush Pilot приобрести в любом виде? Их бы перевести, и организовать в России. Оч. полезные были бы материалы для наших пилотов.

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#13 Сообщение ЛОДОЧНИК » 01 мар 2011, 20:27

Andrey Ivanov писал(а):
Какие для себя сделал выводы:

Подбор дороги:
- прямолинейный участок не менее 800-1000м (нужно место для захода и выравнивания);
- ширина асфальтовой дороги не менее 2 полос;
- отсутствие деревьев, кустарников и дорожных знаков по обочине дороги;
- отсутствие столбов и проводов вдоль дороги и самое главное - поперёк! (т.е. надо очень внимательно осматривать местность около дороги, т.к. проводов не видно, поэтому смотрим столбы);
- отсутствие оживлённого движения и возможность осмотра дороги перед заходом на предмет неожиданного появления машин;

Все, что ты здесь и далее написал Андрюха, в общем то правильно, но для аварийной посадки подходит слабо.
Если дорога явно привлекательней всего остального пейзажа, и нет вариантов убить кого нибудь и себя, то выбираем однозначно дорогу. Учтя следующие факторы:
Одноплосную не рассматриваем по причине их полного отсутствия или слабого напоминания дороги.
На знаки не зависимо от их наличия внимания не обращаем. Во первых ты их при заходе просто не увидишь, во вторых они не мешают.
Провода идущие вдоль дороги тоже не мешают, только во время посадки надо смотреть не с ужасом на зазор до них а туда куда садишься...
Чего больше всего надо бояться, так это перекрестков, 99% линий ЛЭП идущих вдоль дороги поворачивают и имеют ответвления на перекрестках, а поворотный столбик всегда виден по дополнительной косой опоре, там же и самый мертвый асфальт.
Садился на автодороги несколько дней подряд, давно правда, еле нашел...)))
Вложения
DSC_0338.JPG
DSC_0341.JPG
DSC_0473.JPG
DSC_0306.JPG
DSC_0301.JPG
DSC_0158.JPG
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Посадки на дорогу. Стоит ли рассматривать и тренировать?

#14 Сообщение icarus » 01 мар 2011, 21:14

Вот это да! Оказывается есть реальный опыт!
Где-то надо еще на самолет раздобыть сирену от Ю-87, которую врубать при посадке на дорогу во избежании встречи с автомобилем. Этот звук знаком всем с детства по фильмам, и все его ассоциируют с падающим самолетом - он заставит насторожиться.


Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»