Полеты на малой и сверхмалой высотах (ПМВ). Безопасность.

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Полеты на малой и сверхмалой высотах (ПМВ). Безопасность.

#1 Сообщение Jan » 05 июл 2008, 11:23

Памяти Ikar17 посвящается.

Подобное посвящение сделано мною вполне осознанно. Пример ярок, свеж, незаразителен. Человек был одним из нас, любил небо, реализовал свою мечту и ушел неожиданно и напрасно.

Полеты ниже 500 метров - это уже полет на малой высоте. Полет ниже 150 метров - полеты на сверхмалой высоте. Полеты на 3-5 метрах - это уже посадка.

В отечественных условиях данные типы полетов встречаются чаще, чем хотелось бы. Причин много - и способы "осваивания" ВП - летать на 1000 метров без заявки - не сильно уютно, по заявке - надо либо ниже, либо выше.. И хоть МВЛы позволяют безопасно преодолевать большинство препятствий, точнее все, обычно полет получается на высоте от 200 до 400 метров. И эти высоты уже имеют ряд особенностей, про которые все слышали, но мало кто осозновал, что же на самом деле происходит, если... Иногда это "осознование" было очень кратким - секунд 5-10, иногда не было времени даже на осознание..

Изначально, подобная техника полетов практиковалась по двум причинам - удаль и насущная необходимость при выполнении боевых задач - подлет на сверхмалых высотах к цели - позднее обнаружение цели РЛС, эффект внезапности, возможности для точных стрельб и так далее. При боевых операциях (Вьетнам, Восточная Африка) приходилось прятаться за рельефом с целью выжить. И если в Африке еще можно было найти горы, каньоны и просто холмы, то во Вьетнаме одной из распространенных тактик безопасных полетов был полет по руслу реки на уровне крон деревьев. В результате можно найти много роликов на youtube, где весмьма пожилые деды на каком-нить "тазике" демонстрируют полет по каньонам реки на предельно малой высоте - 5-15 метров. Все это (про Чкалова уже не упоминаю) провоцирует начинающих пилотов на повторение эксперимента. Безусловно, без учета массы факторов, начиная с того, что деды, демонстрирующие технику, отлетали в свое время не одну сотню часов на боевой технике и их навыки уникальны, что боевой истребитель (вертолет с "ножами" для проводов) и "тазик с вентилятором" и торчащими во все стороны шасси слегка по разному реагируют на витой многожильный металлический трос диаметром 1 см, в изобилии встречающийся на просторах нашей электрофицированной страны. Да что там трос (многие могут себе представить, что будет, если на машине, двигающейся со скоростью 200 км.ч. влететь в такую преграду, натянутую над дорогой, но не могут представить, что получится, если это будет в воздухе..), вполне достаточно будет простого телефонного провода, тончайшего, в изоляции и совершенно невидимого ни на фоне неба, ни на фоне земли.

Поэтому хотелось бы несколько "разлаписто" и непрофессионально, с пояснениями и примерами, обсудить насущную тему ПМВ (ПСМВ) в аспекте грядущего бума АОН и 2 случаев АП (все со смертельным исходом для всех участников) за последнюю неделю в результате "влета в провода". Это и Сессна (Ikar17) в Ленобласти, и Ан-2, взлетевший в Б. Грызлово и после отказа двигателя попавший в провода и сгоревший полностью при аварийной посадке (5 человек). Эти случаи еще показательны и тем, что в первом случае можно было бы списать АП на то, что налет пилота был мал, достаточного опыта не было, "партизанил", был вынужден (?) летать на малых высотах, но второй случай - полная противоположность - полет по плану, с заявкой, опытнейший пилот (12000 часов налета). Но результат в обоих случаях ничем не отличается.. Это по поводу опыта... И по поводу правил полетов и ИВП законно. Дело не в законах и не в стиле полета - уж если вы партизаните, то прекрасно осознаете, что либо вас "видно" на радаре и на вас плевать всем (что чаще всего), либо, если не плевать, достаточно техники, чтобы увидеть вас с высоты в 1 метр от уровня земли.. Начиная от специальных систем, разработанных для отслеживания полетов крытатых ракет, летающих почти так же, как некоторые из "партизан" - на минимальной высоте, повторяя рельеф местности. Чтобы без заблуждений.

Как уже говорилось, полеты на сверхмалых высотах диктуются либо насущной необходимостью (погодой прижало), либо легким выпендрежем пилота перед зрителями. Могу судить по себе - все подобные эксперименты нуждаются хоть в каких-нибудь зрителях, которые совершенно ничего не понимают в ваших маневрах, а если и понимают, то не будут находится в восхищении. И даже любимая девушка не поймет, что такое "бочка" на взлете над полосой на высоте в 10-20 метров, и даст не за "пролет над ней в 1 метре", а за букет цветов и вовремя открытую перед ней дверь, рыбак на "надувнушке" только выматерится вслед вам, если вы пройдете над ним на 30-40 метрах, а РП скажет намного больше нужных и важных, но не очень приличных слов, если вы решите сделать это в его присутствии и без разрешения. Что до остальных - никто не оценит вашу лихость и изящество, но вам посмотрят вслед, пройдете ли вы на 1 метре или на 200 в любом случае.. А потом, какое вам дело до всех этих людей и их эмоций? Если же вам это небезразлично, то может быть имеет смысл подумать о профессиональной карьере шоумена или спортсмена - там ваши навыки оценят, возможно даже беспристрастно.. Или вы готовы заплать жизнью за возглас парочки старушек на лавочках и хмельного тракториста "О, бля!!"? Решать вам.

Обычно, часу эдак на 150-200, т.к. в РФ летать далеко нереально по сути, бывшие курсанты начинают развлекать себя по возможности во время кратких полетов по кругу и в зонах, либо на хорошо знакомом маршруте. Потому как уверенность в собственных силах уже появилась, а осознание всех опасностей придет несколько позже. И еще ни разу (за исключением удачного первого соло или болтанки или сдвига ветра на "экране" у земли) пилот не привозил "биотуалет модели "штаны"" полным .. ну, скажем адреналина... . И начинается - 40 метров, 20 метров, 5 метров.. Если все хорошо, то идет обратный отсчет - 5 метров, 20 метров, 100 метров, 200 метров... 500 метров. Обычно для личных впечатлений, получаса полетов на сверхмалой высоте вполне достаточно. Главное, пережить эти полчаса.

Все 100% начинающих пилотов делают это. Без вариантов. Рано или поздно. А потом на эту высоту вас можно будет загнать только специально, почти силой. Потому как вы уже будете иметь удачный опыт перепрыгивания "на закрылках" сетки-рабицы в торце заброшенной полосы на скорости почти сваливания, прохода между двумя трубами ТЭЦ и подныривания под провод, свисающий с них почти до середины и будете понимать, что это - неприятно. И очень.

Есть еще один аспект, который встречается и который необходим - полеты на гидросамолетах (что с поплавками, что в виде лодки) и повседневное решение насущных задач вроде посадки на площадку с подбором (т.е. на воду). Вот эти пилоты очень хорошо знают о некоторых особенностях "проводов" по берегам рек, "воздушных переходов", тросов паромов да и просто коряг..

Впрочем, я буду краток. Основные опасности и иллюзии на этих высотах - их не так уж и много:
1. Провода. Воздушные переходы ЛЭП, телефонных проводов, освещения, временные "воздушки" для поселков "на той стороне реки", паромные переправы (высота троса - от 0 до 5 метров над уровнем воды). Их видно... Их можно увидеть заранее с высоты в 100-150 метров.. Они начинаются на 40 метрах максимум.. ЛЭП вообще видна издалека.. На провода ЛЭП вешают такие специальные диски (шары), чтобы провода ЛЭП были видны...

На самом деле "специальные" диски на провода вешают только в редчайших случаях (например, рядом проходит газопровод или нечто вроде и в план строительства (смету) сразу внесли поправки и учли необходимость облета на вертолете этого участка трассы. Тогда да, провода видны. Но в большинстве случаев, ни просек, ни обозначений, ничего нет вообще. Либо все заросло, либо столбы давно уже ниже деревьев, либо линия просто заброшена, а кусок провода висит и ждет, когда же его наконец-то используют по назначению. Невозможно увидеть провод и успеть на него среагировать при ряде условий, которые встречаются чаще всего. На вертолете с верхним и нижним "резаком" имел возможность в этом убедиться дважды - ощущения не из приятных, но понять, где провод или увидеть его было невозможно. Есть правило - пересекать любую ЛЭП исключительно над выступающей максимально частью - например - опорой. С нинимальным запасом в 10 метров - есть такая штука, как "нулевой" провод. При нарушении этого правила ощущения грозят перейти в неприятные. Причем соблюдать его надо всегда, как бы вы не были уверены, что это - вышка сотовой связи и проводов там быть не может.

2. Птицы. Они всегда уворачиваются. Или ничего страшного не произойдет, т.к. чего там, 100 грамм перьев.. подумаешь..

На высоте в 200-300 метров птицы встречаются не так часто. И обычно уворачиваются. Поэтому кажется, что и на 50 метрах будет все то же самое. Учтите, что на 50 метрах птиц больше, что те, кто не залетает выше, у земли может не успеть увернуться от вас. А даже воробей, пойманный удачно, может сломать винт или пробить "блистер" вертушки вроде R-44.

3. Сдвиги ветра у земли на "экране". Это не страшно. Ну, газ и взлет, ну не приземляться же я собрался в конце концов..

Попробуйте держать вариометр на нуле. Ни метра (буквально) вниз, ни метра вверх. При этом без кренов. Получилось? Уверенно? Или все же кромка крыла опустилась на метр-два? И зацепилась за во-он тот кустик? Раз читате это - значит на этот раз не зацепилось..

4. Отказ двигателя.


Я знаю, это банально и скучно.. Летают, летают, а тут отказ какой-то.. и именно в тот момент, когда я проход на бреющем решил сделать.. ага, конечно.. Ну если есть желание проверить статистику и с каждым полетом на малой высоте отбирать у себя очеденой шанс - пожалуйста.


Надеюсь, что многие дополнят данную тему и еще больше ее прочтут. И после прочтения останется осадок. И если хотя бы один человек из прочитавших один раз откажется от прохода на бреющем полете над незнакомой местностью (и даже над знакомой) - это будет здорово. И это будет память тому, кто ушел, но своим примером остановил хотя бы одного из нас от совершения ошибки.
Последний раз редактировалось Jan 23 мар 2009, 11:35, всего редактировалось 3 раза.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#2 Сообщение su27 » 05 июл 2008, 11:31

Не упомянуты химики.
Для них эта высота рабочая. И много их на проводах осталось...

Но, что такое АХР отдельная большая тема.
АОПА-Россия пожизненно.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#3 Сообщение Jan » 05 июл 2008, 21:17

Химики во-первых сами знают, что делают, во-вторых химики сперва осматривают район. В-третьих это - работа. Им данные советы не нужны. У них своя правда и свой взгляд. Для них это - небходимость. Хотя, безусловно, химиков это касается в неменьшей степени..

fei
Новичок
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 02 июл 2008, 17:15
Member of AOPA: No
Контактная информация:

#4 Сообщение fei » 07 июл 2008, 17:59

Прочел. Осадок - остался.
Спасибо за статью и обязательно Приму К Сведению, чего желаю и остальным.
В субботу летал на Северке - специально смотрел - действительно, проводов НЕ видно. Совсем.

Памяти ikar17...

Аватара пользователя
Лёня
Новичок
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 май 2008, 10:26
Member of AOPA: No
Откуда: Питер

#5 Сообщение Лёня » 11 июл 2008, 23:48

Сегодня в новостях по НТВ показывали, про трагедию и о насущном малой авиации. Ян, есть до боли знакомые люди на кадрах.
Ссылку выкладываю http://news.ntv.ru/spb/135915/

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#6 Сообщение Jan » 12 июл 2008, 00:11

Проблема, как всегда, вызвала обсуждение не того. Причина трагедии - не полеты "по-партизански" и не в "налогах" (для упавшей Сессны это было бы аж 6-7 тысяч рублей в год, с учетом того, что обошлась она где- то миллионов в 12-13 тех же рублей, а на Ан-2 по-партизански не особо полетаешь, собственно), а в совершенно другом. Ну не учат "новых пилотов" сложностям и опасностям малых высот.. Вообще. В лучшем случае скажут "Запрещено". А почему, причины - никто не поясняет.. Лень всем. Уверен, что никому в "школе" не поясняли про провода и прочие тонкости.. И тут человек дорывается до партизанства, понимая, что раз уж нарушать, так все сразу.. Результаты бывают печальны.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#7 Сообщение Jan » 25 июл 2008, 00:25

В дополнение к данной теме - очередной полет на сверхмалой высоте. Тюмень. Гидросамолет. Все живы, самолету конец. Синяки и шишки. Пояснение пилота - "Зеракало, озеро маленькое, решили пониже над заимкой пройти, воды не увидели и на крейсере влетели в воду".

Я упоминаю тут об этом, т.к. данная ситуация опасна особенно для тех пилотов, которые, не имея опыта полетов над "зеркальной" водой, иногда "дорываются" до просторов, где нет ни проводов, ни ветра и вообще - все идеально, но не представляют, что же такое "зеркало" на воде на самом деле. Опытный пилот без приборов посадить самолет на зеркало не сможет. Неопытный - тем более. Основной эффект - т.к. под самолетом отражаются небо и облака, пилот мгновенно теряет пространственную ориентацию, особенно в случае, если не готовился к посадке, а лишь к проходу на сверхмалой..

Приблизительно понять о чем речь можно из данного видео, заодно оценив свои ощущения "поверхности".

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/WO3ET3-RM_E&hl ... ram><param name="allowFullScreen" value="true"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/WO3ET3-RM_E&hl=en&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

#8 Сообщение su27 » 25 июл 2008, 00:38

Не Тюмень.
Таймыр.

Сегодня освежил навыки гидрополетов.

Зеркало - это очень опасно. Очень.
АОПА-Россия пожизненно.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#9 Сообщение Jan » 25 июл 2008, 01:00

Тьфу, на самом деле... Ну, остается отмазываться тем, что из Москвы Тюмень и Таймыр почти сливаются в одну точку :).

Аватара пользователя
YuriyDnepr
SAONовец со стажем
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 22 апр 2008, 14:01
Member of AOPA: No
Откуда: Днепропетровск
Контактная информация:

#10 Сообщение YuriyDnepr » 04 авг 2008, 17:38

Jan писал(а): Ну не учат "новых пилотов" сложностям и опасностям малых высот.. Вообще. В лучшем случае скажут "Запрещено". А почему, причины - никто не поясняет.. Лень всем. Уверен, что никому в "школе" не поясняли про провода и прочие тонкости.. И тут человек дорывается до партизанства, понимая, что раз уж нарушать, так все сразу.. Результаты бывают печальны.
У нас учат.
Этого упражнения нет в КУЛПе, поэтому оно проводится по заданию, как облёт района. Идея его именно в том, что после начала самостоятельных полётов и/или полётов на собственном самолёте рано или поздно человек захочет полетать низко, "на бреющем". Поэтому он должен знать, как это делать безопасно. Фактически этот облёт делается на высоте 5-6 м и ниже (на Як-52). Инструктор учит правильно смотреть и распределять внимание, рассказывает, что при "перепрыгивании" через препятствия нужно ориентироваться на самую высокую его точку - самое высокое дерево лесополосы, верхушку столба ЛЭП и т.п. Начинать "перепрыгивать" препятствия типа лесополосы нужно заблаговременно, учитывая возможность турбулентности возле деревьев. Летая по балкам, учитывать расстояние до земли и внизу, и по сторонам, и т.д. В итоге человека уже не тянет вниз - он там уже побывал. Если он и залетит так низко - он будет знать, как там летать безопасно.
Ещё один момент - такой полёт обычно делается во время, когда по КУЛПу идут вывозные полёты по кругу. Во время полетов на этих высотах хорошо запоминается визуально высота начала выравнивания и пропадает боязнь земли. Когда находишься на высоте начала выравнивания двадцать минут подряд - это запоминается намного еффективнее, чем когда оказываешься на ней всего на долю секунды через каждые пять минут на круге.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#11 Сообщение Jan » 04 авг 2008, 17:42

Тоже способ - почему нет. Но речь шла про РФ, не про Украину. Хорошо, что одновременно показывают и "малую высоту" и "высоту начала выравнивания". Только по оврагам на высоте выравнивания летать с курсантом - не знаю уж, какие у него ощущения будут, а уж у инструктора....
Последний раз редактировалось Jan 12 окт 2008, 23:48, всего редактировалось 1 раз.

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#12 Сообщение 305 » 04 авг 2008, 18:12

Jan писал(а):Но речь шла про РФ, не про Украину.
Мне кажется вопрос не в стране, а в методике преподавания конкретного клуба. Которая (методика) по идее ОБЯЗАНА быть единой во всех клубах, КУЛП к примеру.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#13 Сообщение Jan » 04 авг 2008, 19:01

В КУЛП (это наследие ДОСААФ) подобного быть не может - не утвердят. А обучение на свой страх и риск, прикрываясь "облетом района" - только лишь добросовестность инсов, понимающих психологию начинающего пилота, не более.. В программе обучения ГА - тем более такого быть не может - зачем? Методика есть? Есть! Не выеживайся... Хотя можно su27 спросить - что он по этому поводу думает? :)

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#14 Сообщение 305 » 04 авг 2008, 19:22

Jan писал(а):В КУЛП (это наследие ДОСААФ)
Ну а другого все равно нет. Или я ошибаюсь? Ну ессно мы тоже "придерживаемся" КУЛПа. Когда я, дотошный, достал инса, чтобы тот дал КУЛП посмотреть, и просил чтобы учили "как положено", он достал КУЛП, показал. Смотрю - после первого года, если перерыв есть - по кругам, штук 50. Спрашиваю а зачем??? у меня ж нормально получается. Тот отвечает - ну ты же хочешь "как положено" - не вопрос. Бензин же твой. Подумал я, и полетели мы плоские штопора отрабатывать.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#15 Сообщение Jan » 04 авг 2008, 19:27

Пилотаж - только ДОСААФ. Получается пилот-спортсмен. В ГА то же самое называется "программой". Но суть приблизительно та же. :). И бредовых положений в "программах", изначально рассчитанных на "большую авиацию", ничуть не меньше, чем в КУЛПах.

Но всякий инс подходит "творчески". Кто на ПМВ вывозит, кто на "имитацию остановки двигателя до 1 разворота с возвратом на полосу обратным курсом".. тут уж кому как повезет.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»