Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#1 Сообщение ksv » 15 ноя 2016, 12:21

Попался в руки томик вечного, доброго: "Воздушная навигация. Черный. Кораблин", издание 4-е. Открыл с самого начала и с упоением зачитываюсь... Дошел до 1.4 "Линии пути и линии положения" и тут я почему-то залип... Читаю:
Локсодромия — линия на поверхности земного шара, пересекающая меридианы под постоянным углом. Постоянный угол, под которым локсодромия пересекает меридианы, называется локсодромическим путевым углом. Геометрически локсодромия представляет сбой логарифмическую спираль, которая огибает земной шар бесконечное число раз и стремится к полюсу, но никогда не достигает его. Своей выпуклостью она обращена всегда к экватору. Указанный вид локсодромии объясняется тем, что ее путевой угол относительно каждого меридиана остается постоянным, а сами меридианы не параллельны друг другу, а сходятся к полюсам.

Путь по локсодромии длиннее пути по ортодромии, кроме частных случаев, когда она совпадает с меридианом или экватором, которые являются одновременно и ортодромией, и локсодромией. Разность длин зависит от разности долгот начальной и конечной точек локсодромии, ее направления и значения широты. Наибольшая разность длин имеет место, когда локсодромия совпадает с параллелью.

Полеты по локсодромии выполняют, как правило, на самолетах 4-го класса и вертолетах всех классов с помощью магнитного компаса или курсовой системы в режиме «МК». Полет производят по установленному маршруту, имеющему обычно участки небольшой протяженности. При таком условии локсодромические участки маршрута на полетной карте можно прокладывать в виде прямой.

Локсодромический путевой угол для каждого участка маршрута измеряют непосредственно на карте транспортиром относительно среднего меридиана данного участка. Длину пути по локсодромии также измеряют на карте с помощью сантиметровой линейки.
Возник вопрос: сейчас мы все, практически, используем GPS/GLONASS для целей воздушной навигации в полете, ведь так? Тогда получается, что применяя GPS мы летаем всё-таки по ортодромии, а не локсодромии?

А что скажет наш начальник транспортного цеха - Geokos?
Ортодромия и локсодромия.png
Ортодромия и локсодромия.png (49.59 КБ) 12128 просмотров
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#2 Сообщение su27 » 15 ноя 2016, 15:22

Ну да. Просто большинству пилотов вообще эти слова малопонятны, а участки перелетов настолько маленькие что локсодромия и ортодромия практически совпадает.

А вот хоть раз в GPS пробовал прикинуть маршрут скажем тысячи на 3 км, весьма удивился почему лететь надо так и почему там две розовые линии.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#3 Сообщение ksv » 15 ноя 2016, 17:02

su27 писал(а):Ну да. Просто большинству пилотов вообще эти слова малопонятны, а участки перелетов настолько маленькие что локсодромия и ортодромия практически совпадает. А вот хоть раз в GPS пробовал прикинуть маршрут скажем тысячи на 3 км, весьма удивился почему лететь надо так и почему там две розовые линии.
Полностью согласен. Просто я "залип" на утверждении про воздушные суда 4-го класса, не смея оспаривать Мэтра. Но времена изменились...
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 382
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#4 Сообщение Serge-ATA » 15 ноя 2016, 17:17

Локсодромия и Ортодромия на участках до 200 км совпадают, а вертолеты и IV-й класс на большие отрезки летают очень редко.
На местных воздушных линия участков между контрольными точками длинной более 200 км практически не бывает.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#5 Сообщение su27 » 15 ноя 2016, 18:38

Уже и понятия то такого нет как классы ВС в этой классификации. Кое где только в документах отголоски той старой классификации встречаются правда до сих пор. Но Черный Кораблин писали в духе своего времени
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Geokos
SAONовец со стажем
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 02 мар 2013, 02:14
Member of AOPA: Yes

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#6 Сообщение Geokos » 16 ноя 2016, 04:50

ksv писал(а):...
А что скажет наш начальник транспортного цеха - Geokos?
...

Присоединяюсь к su27. В наших (695-795х) гарминах не видел возможности выбора ортодромического курса, хотя мне попадались приемоиндикаторы с такой опцией. Но как правило, морские. Да и не нужно это нам.

Для наших полётов предлагаю наплевать и забыть!

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#7 Сообщение RODEO » 16 ноя 2016, 07:38

Возможно это и не нужно пилотам вертолета, но расчёты различных курсов, конвергенции и расстояний по Great Circle и Rhumb Line в разнообразных проекциях входят в экзаменационную программу General Navigation- части теоретической подготовки на CPL(H) EASA и FAA. Своего рода цена за "входной билет" в профессию :). Хотя, конечно, необходимость практического применения этих знаний для вертолетчика, сильно сомнительна. Даже при полетах на большие расстояния маршрут определяется скорее наличием заправок (и другими факторами), а не оптимальным расстоянием между точками.

0994
SAONовец со стажем
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 26 июл 2011, 13:40
Member of AOPA: Yes

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#8 Сообщение 0994 » 16 ноя 2016, 10:58

Если в Garmin 695 использовать функцию Direct to, то, по моим наблюдениям, полет происходит по ортодромии.

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#9 Сообщение Faza » 16 ноя 2016, 11:37

su27 писал(а):Уже и понятия то такого нет как классы ВС в этой классификации. Кое где только в документах отголоски той старой классификации встречаются правда до сих пор. Но Черный Кораблин писали в духе своего времени
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.1994 № ДВ-58 «Об утверждении „Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России“» воздушные суда делятся на четыре класса:
Класс Максимальная взлётная масса, т Тип воздушного судна
Для самолёта Для вертолёта
  • 1 75 и более 10 и более Ил-96, Ил-76, Ил-62, Ту-204, Ту-154, Ми-26, Ми-10, Ми-8, Ми-6, Ка-32
    2 30–75 5–10 Ан-12, Ил-18, Ту-134, Як-42
    3 10–30 2–5 Ан-74, Ан-30, Ан-26, Ан-24, Ил-114, Ил-14, Як-40, Ка-126, Ка-26, Ми-2
    4 до 10 до 2
Дополнительно в Воздушном кодексе Российской Федерации, начиная с редакции от 18.07.2006 № 114-ФЗ, приведены определения видов воздушных судов в зависимости от максимального взлётного веса:

лёгкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлётный вес которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолёт, максимальный взлётный вес которого составляет менее 3100 кг;
сверхлёгкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлётный вес которого составляет не более 495 кг без учёта веса авиационных средств спасания.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#10 Сообщение su27 » 16 ноя 2016, 12:10

Faza писал(а): В соответствии с Приказом Министерства транспорта ия.
Соверешенно верно. ВК дает совсем другую классификацию. А НТЭРАТ вообще не действующий документ
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#11 Сообщение Faza » 16 ноя 2016, 12:19

su27 писал(а):
Faza писал(а): В соответствии с Приказом Министерства транспорта ия.
Соверешенно верно. ВК дает совсем другую классификацию. А НТЭРАТ вообще не действующий документ
каюсь, упустил ))

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#12 Сообщение ksv » 16 ноя 2016, 14:16

Geokos писал(а):Для наших полётов предлагаю наплевать и забыть!
Ага, казалось БЫ... Это для полетов можно наплевать и забыть, а для обучения в АУЦ? Ведь и в вопросах ФАВТ есть эта тема. Так просто с этой темы не соскользнуть, а вот развернуто пояснить курсанту этот вопрос необходимо. В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.

Собственно по этому поводу я и поднял этот вопрос.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Kurt
SAONовец со стажем
Сообщения: 722
Зарегистрирован: 28 сен 2009, 22:06
Member of AOPA: No
Откуда: С-Пб
Летаю на:: CWC, A320

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#13 Сообщение Kurt » 16 ноя 2016, 16:32

В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.
Любой GPS навигатор, даже для VFR, это по сути уже оборудование для RNAV (зональной навигации), а это в свою очередь только ортодромия, даже на коротких участках. Собственно любая радионавигация, даже ADF (АРК) это уже ортодромия.

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#14 Сообщение Faza » 16 ноя 2016, 18:08

ksv писал(а):В конце-концов, давая ссылку на Черного и Кораблина, необходимо пояснять современному слушателю АУЦ причину "заблуждения" классиков Воздушной навигации.
объясни, плз, мне, недалекому, в чем "заблужение"? честно перечитываю твой первый пост и не могу понять что именно тебя зацепило? что полет выполняемый по магнитному компасу есть полет по локсодромии? таки да, это полет по локсодромии... или что? :D

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Воздушная навигация: ортодромия и локсодромия.

#15 Сообщение ksv » 20 ноя 2016, 18:32

Миш, Черный писал Навигацию в то время, когда GPS не было. Говоря про то, что ВС 4-го класса летают по локсодромии он имел в виду магнитный компас. Мы сейчас летаем по GPS, а это ортодромия.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»