QFE, QNH и прочие заморочки с давлением и высотометром

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#1 Сообщение Алексей 2 » 31 янв 2008, 11:45

Да.Я знаю.Надоел я вам.Наберусь наглости и ещё спрошу. :roll: Изучая НПП-85 не смог разобраться с давлением в высотомере.Правильно ли я понял?
Готовясь ко взлёту в своей деревне выставляю давление которое показывает моя метеостанция.А на маршруте держу высоту по давлению 760мм. На подлёте к аэродрому прибытия диспетчер говорит мне местное давление Правильно?

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#2 Сообщение 502 » 31 янв 2008, 12:24

Алексей 2 писал(а):Да.Я знаю.Надоел я вам.Наберусь наглости и ещё спрошу. :roll: Изучая НПП-85 не смог разобраться с давлением в высотомере.Правильно ли я понял?
Почти. Тема непростая, особенно если пытаться понять существенные отличия между Российским и забугорными правилами.
Алексей 2 писал(а):Готовясь ко взлёту в своей деревне выставляю давление которое показывает моя метеостанция.
Да, либо если нет метеостанции, то на "0" высоты - при этом окошко давления будет показывать местное давление (QFE). Таким образом высотомер показывает превышение над уровнем аэродрома.
Алексей 2 писал(а):А на маршруте держу высоту по давлению 760мм. На подлёте к аэродрому прибытия диспетчер говорит мне местное давление Правильно?
Если полет по эшелону, а не "ниже нижнего". При полете по эшелону, на 760 переводится при достижении эшелона перехода - его сообщает диспетчер. (порядка ~900 метров). При этом высотомер показывает именно эшелон. Реальная высота над уровнем моря будет разная, в зависимости от атмосверного давления.

При полете "ниже нижнего" высотомер выставляется на минимальное давление района, приведенное к уровню моря (иначе называется QNH). Таким образом высотомер показывает превышение над уровнем моря.

Понятней стало? :)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#3 Сообщение Алексей 2 » 31 янв 2008, 12:46

Конечно же я буду летать ниже нижнего эшелона.Стало быть я должен держать высоту по минимальному давлению района.Правильно?А как можно узнать это самое минимальное давление района?По УКЛ?

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#4 Сообщение 502 » 31 янв 2008, 13:37

Алексей 2 писал(а):Конечно же я буду летать ниже нижнего эшелона.Стало быть я должен держать высоту по минимальному давлению района.Правильно?А как можно узнать это самое минимальное давление района?По УКЛ?
Фиг его знает где его брать. У диспетчера спросить. Но не на УКЛ - это-ж бумажная карта.

Причем нужно отличать два принципиально разных термина "давление" и "давление, приведенное к уровню моря". В авиационных терминах это QFE и QNH.

Т.е. к примеру в конкретный день над Москвой установилось низкое давление (циклон пришел). И барометр у тебя в квартире показывает 730 мм.рт.ст. Вот это просто "давление". Но твоя квартира находится на высоте 250 метров над уровнем моря. В этом случае давление, приведенное к уровню моря будет на 20 мм.рт.ст больше - 750 мм.рт.ст. (давление падает примерно на 80 мм.рт.ст на каждые 1000 метров).

kwispel
SAONовец со стажем
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 23:15
Member of AOPA: No
Откуда: EHHV/EHLE
Контактная информация:

#5 Сообщение kwispel » 31 янв 2008, 14:39

Добавлю, что по Европе практически везде (кроме редких случаев в Великобритании) используется только QNH.

Высота перехода (transition altitude) вариирует от страны к стране. В Нидерландах: FL30.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#6 Сообщение Алексей 2 » 31 янв 2008, 15:10

502 писал(а):
Алексей 2 писал(а):Конечно же я буду летать ниже нижнего эшелона.Стало быть я должен держать высоту по минимальному давлению района.Правильно?А как можно узнать это самое минимальное давление района?По УКЛ?
Фиг его знает где его брать. У диспетчера спросить.
То есть в эфире эта цифра звучать будет?Спрашивать то я не смогу.Я ж буду партизаном.

Ilja

#7 Сообщение Ilja » 31 янв 2008, 15:29

Алексей 2 писал(а):
502 писал(а):
Алексей 2 писал(а):Конечно же я буду летать ниже нижнего эшелона.Стало быть я должен держать высоту по минимальному давлению района.Правильно?А как можно узнать это самое минимальное давление района?По УКЛ?
Фиг его знает где его брать. У диспетчера спросить.
То есть в эфире эта цифра звучать будет?Спрашивать то я не смогу.Я ж буду партизаном.
Тогда зачем вообще давление? Визуально можно по идее и без него. Или по QNH: один раз выставил и всё.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#8 Сообщение 502 » 31 янв 2008, 15:37

Ilja писал(а):Тогда зачем вообще давление? Визуально можно по идее и без него. Или по QNH: один раз выставил и всё.
"Зачем" - неправильный вопрос. Так в действующих правилах полетов написано. НППГА называется. Читайте. Пункт "5.6. Правила установки шкалы давления барометрического высотомера".
А вопрос - где его брать если я партизан - тоже не верный. Полеты по-партизански, без связи с диспетчером, в НППГА не предусмотрены.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#9 Сообщение Jan » 31 янв 2008, 15:51

Ну чего вы человека мучаете.. Включаете рацию и слушаете автоответчик.. За 20 км. от любого аэропорта его отлично слышно.. Частоту можно взять в аэродромном справочнике.. QNH. Лезете в сесть, узнаете. Большинство погодных информеров предоставляют подобный сервис.. Там и QFE и QNH.

А потом тут есть разные моменты. Одно дело - разобраться.. Второе дело - "партизанские" визуальные полеты..

Все, что пишем - для "разобраться". Все, что надо делать по сути (давление меняется постоянно в любом случае) - выставить давление, послушав, что дают бортам. Оно же QNH. Оно же дается по автоинформатору. И летайте себе. Выше забираться все-равно не надо, а до 900 метров много места. И при полетах на 600 ошибиться на 3-10 метров по высоте, т.к. давление изменилось - и бог бы с ним.. Ну или опять диспетчера послушать. Точнее не диспетчера, а автоинформатор.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#10 Сообщение Алексей 2 » 31 янв 2008, 16:08

В общем я задал этот вопрос что бы знать на какой высоте мне в воздухе может встретиться другое ВС.Но раз разница может быт всего несколько метров ,то это не существенно.Если услышу что кто то летит,прижмусь к елкам

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#11 Сообщение 502 » 31 янв 2008, 16:31

Алексей 2 писал(а):В общем я задал этот вопрос что бы знать на какой высоте мне в воздухе может встретиться другое ВС.Но раз разница может быт всего несколько метров ,то это не существенно.Если услышу что кто то летит,прижмусь к елкам
Хороший вопрос. Еще одного такого партизана ты, понятно, не услышишь. :)
А вот, те кто "официально" по МВЛ летят - они врут обычно. Диспетчеру "300 метров", а сам на 400-600, чтоб того-же диспетчера хотя бы слышно было. Да и безопасней выше-то...

Так что вывод - надо голову "наруже" держать и не полагаться на то, что слышишь.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

#12 Сообщение Алексей 2 » 31 янв 2008, 16:46

Большое всем спасибо за толковые объяснения.Я раз десять перечитал в учебнике (отдельное спасибо за это Яну.) про высотомеры и давление.Но так и не усвоил.А вы тут за пять минут на пальцах всё разъяснили.
Ян,просто спасибо наверное уже не прокатит? :lol:

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#13 Сообщение Jan » 31 янв 2008, 23:43

:). Если только в этот раз.. Но при встрече - не прокатит :)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

#14 Сообщение Serega » 01 фев 2008, 00:25

Ян не пьет)
Иванов Сергей

Ilja

#15 Сообщение Ilja » 01 фев 2008, 00:56

502 писал(а):НППГА называется. Читайте. Пункт "5.6. Правила установки шкалы давления барометрического высотомера".
Спасибо, но мы не на авсиме и НППГА мне просто ни к чему.

А конкретно... Если я лечу из Аалена в Донаувёрт (в краях, где партизанство не предусмотрено), то я просто выставляю высоту Аалена над уровнем моря и эта высота служит мне основой до самого Донаувётрта. Плюс-минус 100 футов, несущественно.
Если у меня возникло подозрение, что давление изменилось (что в равнинной местности при отсутствии надвигающегося холодного фронта не столь необходимо), то я прослушаю АТИС находящихся неподалёку Нойберга или Аугсбурга или запрошу QNH у Мюнхена.. В Аугсбурге мне нужно будет выставить QNH, потому что это контрольная зона, там нужно держать определённую высоту.

А теперь вопрос: для чего человеку, начавшему ветку необходимо знать высоту и устроит ли его превышение тех же Дубровиц или ноль в тех же Дубровицах? Или он летит в горы, да ещё на границе фронта и т.п.?

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»