Cамопроизвольное (левое) вращение

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Cамопроизвольное (левое) вращение

#1 Сообщение 502 » 02 янв 2014, 23:19

В рамках вертолётного самообразования наткнулся на пару статеек:
- "Попасть на вращение", А.Н. Семенович, http://www.aviapromservice.ru/ponavr.html
- "Вихревое кольцо и левое самопроизвольное вращение вертолёта", Н.П.Бездетнов, http://www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html

Утверждается, что "По статистике, каждое 7-е АП происходит в результате попадания вертолета в режим самопроизвольного левого вращения". Речь про вертолёты Миля.
Судя по всему на английском этот эффект называется Loss of tail-rotor effectiveness (LTE).

Вертолётные гуру, подскажите, почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#2 Сообщение владислав74 » 03 янв 2014, 00:41

На Ми8 это действительно беда.При его энерговооруженности и массе хвостовой винт имеет далеко не выдающуюся эффективность .Более того: при проектировании версии АМТ пришлось поменять вращение х/винта.Теперь он вращается навстречу потоку отбрасываемому несущим винтом ( как на R44).Таким образом добились повышения эффективности ( на пальцах объяснил).
"Подставить борт ветру": хвостовой винт так же подвержен "вихревому кольцу" и как известно для выхода из этого неудобья нужна поступательная скорость,а взять ее невозможно т.к. все происходит на взлете и посадке.Причем события развиваются очень быстро- только крутануло и уже на боку.
По этому уделяется очень большое внимание навыкам определения направления ветра на посадке.Либо посадка по самолетному -для наличия поступательной скорости и невозможности образования вихревого кольца на х/винте.
На R44 такое возможно ,но вероятность очень мала-х/винт имеет достаточную эффективность.
( это я так понимаю этот процесс)
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#3 Сообщение rubaga » 03 янв 2014, 00:52

Дима Ракитский несколько раз рассказывал про проблемы у Ми-8 с хвостовым винтом. При случае спроси его

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#4 Сообщение lt.ak » 03 янв 2014, 00:54

недавно киви проанализировали около 800-а АП с вертолётами в мире (не знаю каковы период/территория покрытия) и по их данным LTE является "причиной" примерно в каждом 10-м ...

http://www.aia.org.nz/site/aianz/files/ ... t%2013.pdf

Robinson-ы подвержены этому тоже ... но всё таки Frank Robinson не зря является в первую очередь экспертом по рулевым винтам ... но учат тоже распознаванию и предотвращению - мне, например, дали "крутанутся" в одно из моих первых занятий ... :wink:

PS
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=3234 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#5 Сообщение владислав74 » 03 янв 2014, 01:21

http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

Аватара пользователя
Forad
SAONовец со стажем
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 04:30
Member of AOPA: No

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#6 Сообщение Forad » 03 янв 2014, 01:55

владислав74 писал(а):http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Видать совсем юный пилот был! :D
Столько ошибок в технике пилотирования допустить на исправной машине! :mrgreen: Надеюсь все ОК закончилось.

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#7 Сообщение владислав74 » 03 янв 2014, 18:36

владислав74 писал(а):http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
Пересмотрел ролик ( ночью без звука смотрел)- он сам двигатель потушил, чтоб в озеро попасть.
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#8 Сообщение 12345 » 03 янв 2014, 19:41

502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею. :wink:

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#9 Сообщение 502 » 03 янв 2014, 19:56

12345 писал(а):На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план.
На 22-м всё-таки есть?
12345 писал(а):и происшествий практически нет
Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#10 Сообщение RODEO » 03 янв 2014, 19:58

12345 писал(а):
502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею. :wink:
5+ :)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#11 Сообщение 12345 » 03 янв 2014, 20:06

502 писал(а):На 22-м всё-таки есть?
Теоретически возможно на любом классическом типе - вопрос в степени старания. На 22 эффективность РВ хуже чем 44,66, но на порядки лучше 8ки.
502 писал(а):Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?
Мне неизвестны. "Практически" в смысле "нетеоретически". :wink:

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#12 Сообщение 502 » 03 янв 2014, 20:07

Супер. Спасибо.

Malabar
Гуру
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#13 Сообщение Malabar » 03 янв 2014, 22:35

То же на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева, на висении и при скоростях менее 40 км.ч
Проблема в малой ,, мощности,,( эффективности ) РВ, из 800 л.c (два двигателя)
На РВ отходит только 60л.с
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#14 Сообщение 502 » 03 янв 2014, 22:49

Malabar писал(а):на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева
Слева?

milheli
Новичок
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 авг 2013, 21:27
Member of AOPA: Yes

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение

#15 Сообщение milheli » 04 янв 2014, 01:04

Для вертолетов Миля слева ветер страшнее чем справа,но это при больших значениях ветра,т.к. РВ попадает в режим "Вихревого кольца", и в то же время при выборе бокового ветра на заходе, левый ветер благоприятнее, т.к. при зависании (гашении поступательной скорости) идет большой расход запаса правой педали, и в тот момент, когда силы тяги рулевого винта все таки не хватает,для компенсации крутящего момента НВ, вертолет разворачивается влево и становится против ветра, и тут большую роль играет интенсивность этого разворота, может проскочить это положение и тогда все............
В РЛЭ Ми-8т,мт в разделе особых случаев расписано очень подробно, как действовать в таких ситуациях..........самое главное, что дальнейшее увеличение общего шага только усугубляет ситуацию.
Прослушивая периодически оперативную информацию по АП, понял одно, что в левое самопроизвольное вращение попадают одинаково летчики, как первого класса, так и б/к.
Ситуация очень сложно прогнозируемая, и очень стремительно развивающаяся.

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»