Cамопроизвольное (левое) вращение
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Cамопроизвольное (левое) вращение
В рамках вертолётного самообразования наткнулся на пару статеек:
- "Попасть на вращение", А.Н. Семенович, http://www.aviapromservice.ru/ponavr.html
- "Вихревое кольцо и левое самопроизвольное вращение вертолёта", Н.П.Бездетнов, http://www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html
Утверждается, что "По статистике, каждое 7-е АП происходит в результате попадания вертолета в режим самопроизвольного левого вращения". Речь про вертолёты Миля.
Судя по всему на английском этот эффект называется Loss of tail-rotor effectiveness (LTE).
Вертолётные гуру, подскажите, почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
- "Попасть на вращение", А.Н. Семенович, http://www.aviapromservice.ru/ponavr.html
- "Вихревое кольцо и левое самопроизвольное вращение вертолёта", Н.П.Бездетнов, http://www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html
Утверждается, что "По статистике, каждое 7-е АП происходит в результате попадания вертолета в режим самопроизвольного левого вращения". Речь про вертолёты Миля.
Судя по всему на английском этот эффект называется Loss of tail-rotor effectiveness (LTE).
Вертолётные гуру, подскажите, почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 959
- Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ULAM
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
На Ми8 это действительно беда.При его энерговооруженности и массе хвостовой винт имеет далеко не выдающуюся эффективность .Более того: при проектировании версии АМТ пришлось поменять вращение х/винта.Теперь он вращается навстречу потоку отбрасываемому несущим винтом ( как на R44).Таким образом добились повышения эффективности ( на пальцах объяснил).
"Подставить борт ветру": хвостовой винт так же подвержен "вихревому кольцу" и как известно для выхода из этого неудобья нужна поступательная скорость,а взять ее невозможно т.к. все происходит на взлете и посадке.Причем события развиваются очень быстро- только крутануло и уже на боку.
По этому уделяется очень большое внимание навыкам определения направления ветра на посадке.Либо посадка по самолетному -для наличия поступательной скорости и невозможности образования вихревого кольца на х/винте.
На R44 такое возможно ,но вероятность очень мала-х/винт имеет достаточную эффективность.
( это я так понимаю этот процесс)
"Подставить борт ветру": хвостовой винт так же подвержен "вихревому кольцу" и как известно для выхода из этого неудобья нужна поступательная скорость,а взять ее невозможно т.к. все происходит на взлете и посадке.Причем события развиваются очень быстро- только крутануло и уже на боку.
По этому уделяется очень большое внимание навыкам определения направления ветра на посадке.Либо посадка по самолетному -для наличия поступательной скорости и невозможности образования вихревого кольца на х/винте.
На R44 такое возможно ,но вероятность очень мала-х/винт имеет достаточную эффективность.
( это я так понимаю этот процесс)
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Дима Ракитский несколько раз рассказывал про проблемы у Ми-8 с хвостовым винтом. При случае спроси его
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
недавно киви проанализировали около 800-а АП с вертолётами в мире (не знаю каковы период/территория покрытия) и по их данным LTE является "причиной" примерно в каждом 10-м ...
http://www.aia.org.nz/site/aianz/files/ ... t%2013.pdf
Robinson-ы подвержены этому тоже ... но всё таки Frank Robinson не зря является в первую очередь экспертом по рулевым винтам ... но учат тоже распознаванию и предотвращению - мне, например, дали "крутанутся" в одно из моих первых занятий ...
PS
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=3234 ...
http://www.aia.org.nz/site/aianz/files/ ... t%2013.pdf
Robinson-ы подвержены этому тоже ... но всё таки Frank Robinson не зря является в первую очередь экспертом по рулевым винтам ... но учат тоже распознаванию и предотвращению - мне, например, дали "крутанутся" в одно из моих первых занятий ...
PS
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=3234 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 959
- Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ULAM
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Видать совсем юный пилот был!владислав74 писал(а):http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Столько ошибок в технике пилотирования допустить на исправной машине! Надеюсь все ОК закончилось.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 959
- Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ULAM
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Пересмотрел ролик ( ночью без звука смотрел)- он сам двигатель потушил, чтоб в озеро попасть.владислав74 писал(а):http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
На 22-м всё-таки есть?12345 писал(а):На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план.
Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?12345 писал(а):и происшествий практически нет
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
5+12345 писал(а):Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Теоретически возможно на любом классическом типе - вопрос в степени старания. На 22 эффективность РВ хуже чем 44,66, но на порядки лучше 8ки.502 писал(а):На 22-м всё-таки есть?
Мне неизвестны. "Практически" в смысле "нетеоретически".502 писал(а):Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Супер. Спасибо.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
То же на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева, на висении и при скоростях менее 40 км.ч
Проблема в малой ,, мощности,,( эффективности ) РВ, из 800 л.c (два двигателя)
На РВ отходит только 60л.с
Проблема в малой ,, мощности,,( эффективности ) РВ, из 800 л.c (два двигателя)
На РВ отходит только 60л.с
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Слева?Malabar писал(а):на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Для вертолетов Миля слева ветер страшнее чем справа,но это при больших значениях ветра,т.к. РВ попадает в режим "Вихревого кольца", и в то же время при выборе бокового ветра на заходе, левый ветер благоприятнее, т.к. при зависании (гашении поступательной скорости) идет большой расход запаса правой педали, и в тот момент, когда силы тяги рулевого винта все таки не хватает,для компенсации крутящего момента НВ, вертолет разворачивается влево и становится против ветра, и тут большую роль играет интенсивность этого разворота, может проскочить это положение и тогда все............
В РЛЭ Ми-8т,мт в разделе особых случаев расписано очень подробно, как действовать в таких ситуациях..........самое главное, что дальнейшее увеличение общего шага только усугубляет ситуацию.
Прослушивая периодически оперативную информацию по АП, понял одно, что в левое самопроизвольное вращение попадают одинаково летчики, как первого класса, так и б/к.
Ситуация очень сложно прогнозируемая, и очень стремительно развивающаяся.
В РЛЭ Ми-8т,мт в разделе особых случаев расписано очень подробно, как действовать в таких ситуациях..........самое главное, что дальнейшее увеличение общего шага только усугубляет ситуацию.
Прослушивая периодически оперативную информацию по АП, понял одно, что в левое самопроизвольное вращение попадают одинаково летчики, как первого класса, так и б/к.
Ситуация очень сложно прогнозируемая, и очень стремительно развивающаяся.