Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

1.Никогда не летал и никогда не полечу
7
21%
2. Был опыт. Никогда больше не буду пробовать.
9
27%
3. Был опыт. В случае необходимости воспользуюсь им.
10
30%
4. Редко, но летаю.
3
9%
5. Летаю.
4
12%
6. Такие СМУ меня не останавливают.
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 33

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#61 Сообщение zenon » 20 фев 2013, 02:09

На форуме нет ни одного человека, кто бы говорил, что не обязательно приобретать практические навыки IFR... Навыки нужны! Но и говорить об этом можно и нужно.

Те, кто с жаром доказывает, что надо хранить гробовое молчание о таком феномене, как попадание в приборные условия, они романтики какие-то на мой взгляд. Это, как если бы мы хранили молчание о пороке и грехе, так их бы и не было вовсе. Смешно. :)

Люди летали и будут летать в приборных условиях. По мере своих навыков и чувства самосохранения. Люди попадали и будут попадать в приборные условия непреднамеренно. Сколько бы их не обвиняли в недоученности или скудоумии. А раз тема такая есть, раз люди бьются по этой причине, то тем более надо говорить об этом! Если бы были правы сторонники правила умолчания, в мире бы не было письменных источников информации (книг и статей) о приборном полете. Не было бы и живого человеческого общения на эту тему в пилотской среде - примерно так же, как в приличном обществе не говорят о сексе. Между тем, книги об IFR существуют!!! А пилоты в курилках взахлеб обмениваются впечатлениями о деталях своих полетов. Вот почему пуританские призывы замалчивать эту сторону лётной жизни на форуме - лицемерие. Да и нет такой традиции в мировой авиационной культуре... Более того, первый в СССР учебник "Теория и практика слепого полета" был выпущен в 1933 году. В 1940 году была выпущена книга "Полеты в облаках". Путь эти книги о самолетах, а не о вертолетах, но ведь и на самолете без должного обучения можно легко сгинуть в приборных условиях. А вдруг эти книги попадут к неопытным курсантам и те, начитавшись ереси, помчатся в ближайшее облако проверять, что же это такое "завал авиагоризонта" и глюки? Кстати, и современные обсуждения этой темы тоже вполне активны, например здесь. Не вижу ничего плохого в том, что люди ГОВОРЯТ. Куда хуже было бы, если бы они молчали. Может быть, видя какое большое значение летающие пилоты придают такой теме, как приборный полет, это лишний раз насторожит неопытных пилотов и курсантов. Лишний раз убедит, что лучше еще подучиться.

Так же, как "свинья грязь найдет", не вполне адекватный человек и без письменных подсказок найдет способ, как убиться. До самолетов и вертолетов дело даже не дойдет. Как я успел заметить, все представленные на форуме пилоты вполне понимают, что обсуждение темы в курилке (а именно этим тут и занимаются) и реальное обучение технике пилотирование - не есть одно и то же. И не надо, как заведенным, повторять мантру про "обучение на форуме". Здесь не учатся. Здесь разговаривают. Равные с равными.

Вот одна из тем.

Все робинсолетчики знают это мерзкое чувство обреченной беспомощности, когда понимают, что их жизнь реально повисла на волоске вон той полоски на авиагоризонте и вот этой нервозно-чувствительной ручки управления. Когда в уголке сознания пульсирует мысль "вот, значит, как оно бывает", "неужели это всё"? Это нужно один раз "вдохнуть" и никакие рассказы об этом не помогут осознать ледяного ужаса, когда верх и них перестали существовать, когда ориентиров больше нет, а собственные чувства из помощника и опору в секунду превращаются в личного врага. А ведь нужно еще следить за высотами. Нужно вести связь. Как не потерять самообладания? Я считаю это достойной для обсуждения темой - тему психологической подготовки пилота. Навыки навыками. Но даже при достаточно уже устойчивых навыках приборного полета и маневрирования, обученный вроде бы человек может впасть в панику, когда остался один на один со стихией. Какие тренировки, кроме летных нужно пройти? Какие слова для себя подобрать в нужную минуту, чтобы собрать волю в кулак?

При общем налёте 800+ часов (из которых ок. 500 часов на Робинсонах) я по-прежнему периодически выбираю время, чтобы летать с инструкторами на шторки и авторотации. Не считал, сколько у меня часов приборного налёта, но просто под шторкой летать стало уже даже слегка скучновато, да и чувствую себя с инструктором вполне уверенно, без особых ошибок исполняю все задания. И тем не менее, чувства комфорта, уверенности и беззаботности при одиночном полете (с попаданием в приборные условия) до сих пор не испытываю. То есть, имеется разница в психологическом состоянии во время учебного и реального полётов. Когда рядом есть помощник и когда его нет. Про себя уже знаю, что в панику не впадаю, психологических глюков не испытываю, себя контролировать способен. Тем не менее, напряжение остается. У меня складывается впечатление, что летая с помощником (инструктором) я так и не смогу натренировать себя до должного уровня психологического комфорта. Летать же одному, намеренно влезая в ПУ и тренируясь таким образом, тоже не считаю правильным (не искушай судьбу). Как тут быть?

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#62 Сообщение rubaga » 20 фев 2013, 03:08

ну все - не могу молчать.

Во первых предлагаю уничтожить опрос в начале ветки. Он мне кажется неверно составлен.

Во вторых - Игорь zenon - такое ощущение, что ты слушаешь и не слышишь. В первой части своего ответа ты пишешь про романтиков и прочее, которые предлагают не обсуждать и тд. Про тон я не буду комментировать, но думаю, что романтики найдут, что сказать и подумать про тон. Те кого ты назвал романтиками предлагают не писать инструкции по полетам в СМУ, прочитав которые, неопытный пилот решит, что в СМУ летать можно - надо только на горизонт смотреть. ну и движения поплавнее. Второе, что мне кажется говориться, это то, что описание советов типа найдите ж/д и летите вдоль как угодно низко или рассказы типа была ночь и туман, но лететь было надо, опять таки неопытного пилота могут навести на мысль, что это нормальная ситуация и если он побаиваится так летать, то значит он еще не пилот. И клин типа клином вышибают. Ты считаешь такие темы стоит обсуждать? Мне кажется они не про полеты в СМУ вообще.

Во второй части темы ты вдруг подтверждаешь ровно то, что говорили Миша, 12345 и многие другие, что надо тренироваться, но что даже тренировки с инструктором не способны снять естественное психологическое напряжение реальной ситуации когда ты с ней один на один. Мне кажется никто не против такие аспекты обсуждать. теперь поясни мне, пожалуйста, в рассказах про ночь и туман и прочих в данной и соседней ветке на туже тему кого то интересовали психологические аспекты? Все же началось то с темы - я летаю ночью и в туман так то. Давайте обобщим опыт таких полетов.

Вообще я пилот не опытный. У меня нет большого налета. Когда я начал учиться я вообще отсюда не вылезал и прочитал все, что можно и нельза про вертолеты. Могу про себя сказать и не судите строго - не уверен, что бы вынес я из темы про обсудим кто в какие ужасы летал и что в таком случае надо делать. Я не уверен, что мой вывод был бы - не надо вообще в такой ситуации лететь. Я точно один из тех кто до попадания в реальные СМУ с инструктором думал, что я верт жопой чувствую и проблем не будет. Делов то - смотри на авиагоризонт и верь приборам. Все стало веселее в реальной жизни. А еще водой все залило и все скакать начало. Вот уж тут не до веры и не до форума, где спросить можно. Ну про потерю высоты и не говорю. Я свои 180 секунд почувствовал.

За последние 3-4 месяца более 5 раз отказывался от полета по погоде. На чемпионат в Дракино летел с двумя посадками по погоде. Этим горжусь. Что хватило ума так сделать а не лезть. Все здесь почитав и проанализировав последние 3-4 месяца возобновил тренировки на полеты под шторкой.

А вообще надо другие темы тут обсудить - например нужны ли педали если вертолет на земле. Тут слышал точку зрения, что педали нужно использовать только в полете. Мне кажется надо обсуждать косяки при базовом обучении, которых сплошь и рядом. Только наладив качественное базовое обучение можно будет и про психологию говорить.

Сорри, что длинно... Надеюсь никого не обидел

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#63 Сообщение 502 » 20 фев 2013, 08:44

rubaga писал(а):Во первых предлагаю уничтожить опрос в начале ветки. Он мне кажется неверно составлен.
А создателя опроса забанить, иначе он же сможет создать еще один "неверный" опрос. Демократы блин. :)

Kost
SAONовец со стажем
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#64 Сообщение Kost » 20 фев 2013, 11:39

А может лучше обсудить из личного опыта кто и как неожиданно попал в приборные условия, что к этому привело, и какие ощущения были потом.
Со мной так было (скопировал свое сообщение полуторогодовой давности):

"Господа, хочу вернуться к теме полетов ночью.
Несколько дней назад выполняя полет ночью в метеоусловиях нижняя кромка метров 500 горизонтальная видимость больше 7 км, местность тайга-болота, одна деревушка на 30 км, практически сразу после взлета двумя бортами (я ведомый) попал в приборные условия полета. Имея ночного налета около 18 часов в МВЗ и часов 20 под шторкой. Видать сказалось моя недоученость, летал ночью всегда в довольно хорошо освещенной МВЗ не испытывая ни каких проблем, и вообщем то не оценивал как это будет если снизу тайга. А получилось это так:
Первый борт взлетел, я выждал когда будет интервал метров 70 взлетел за ним, и по привычке начал побыстрее набирать высоту, что бы оказаться на безопасной. Как луч фары перестал доставать до земли (первые секунд 12 полета) я его выключил и увидел следующее. В абсолютной черной темноте, ко мне приближается как бы "висящий" вертолет ведущего, причем что вниз бесконечность, что в право, что вверх, что влево - абсолютно сюрреалистичная картина. Первая мысль - влип по самые ....., вторая что надо хотя бы не столкнуться с ведущим, все это секунды. Перевел вертолет в набор (пока не по приборам) а по ориентации на конус ведущего , ну и как то пролетел над ним. Далее выровнил пространственное положении, был крен градусов 30 с набором, доложил ведущему что я лечу по приборам. Далее набрал 300 отлетел на 5 км плавненько развернулся на 180 градусов и вернулся на точку. Километра за 2 увидел огни площадки. Площадка была хорошо освещена и заход на нее проблем не вызвал. Ведущий вернулся сразу после моего доклада. В процессе этого действа мозг работал как то странно, одна часть управляла вертолетом, другая без страха, но очень как то тоскливо сожалела о себе "ну кажись усе....". "

Ошибка была том, что планируя полет, я был уверен, что увижу хоть какую то линию естественного горизонта, так как погода вполне ничего. А вот то что местность тайга - не учел.
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#65 Сообщение zenon » 20 фев 2013, 13:03

Рубен, извини, я так и не понял, где в моём сообщении ты нашел нехороший тон. Думаю надо было читать мой пост очень предвзято, чтобы увидеть там какой-то тон. Если слово "романтик" ругательство - прошу прощения. Значит мой русский не совершенен. Мы делимся мнениями. У разных людей оно разное и слава богу. В любом случае еще раз подчеркну, что спор не о людях, а о понятиях. Надо ли говорить о личном опыте полётов в тяжелых условиях? Некоторые говорят - надо удалить всё подобное с форума. А я уверен - говорить надо и почаще! К примеру, когда я прочитал пост Кости (тот, который он тут продублировал), я задумался, а как бы повел себя я? В этом смысле я благодарен Косте за то, что он еще раз коснулся острой и больной темы. К тому моменту я уже и в СМУ попадал, и ночью летал. Но его сообщение мне еще раз напомнило - тренируйся, не расслабляйся! Мне кажется примерно такая должна быть реакция у адекватного человека. А не провокация "а дай-ка я попробую". Люди тут не учат других "как летать в СМУ", а излагают личный опыт выхода из опасной ситуации - что делал, о чем думал, что чувствовал... О том же, кстати, говорят в домиках пилотов аэроклубов, в курилках и за застольем. Никто не затыкает никому рты? :)

А попасть неожиданно в приборные условия можно запросто. Столкнуться остеклением с птицей, например. Тут знатоки тоже, видимо, скажут - надо было смотреть куда летишь? :) На мой взгляд, чем тратить энергию на доказательство того, что неожиданных ПУ не бывает, лучше бы рассказали историю, как они выходили из подобных передряг. Чёт не верится мне, что есть лётчики, которые в жизни не попадали в неожиданные ситуации.
Те кого ты назвал романтиками предлагают не писать инструкции по полетам в СМУ, прочитав которые, неопытный пилот решит, что в СМУ летать можно
Извини Рубен еще раз, но если бы пилоты не писали "инструкции" о полетах в СМУ, не было бы ни отечественных учебников, ни зарубежных книг на эту тему. Между тем они есть, их много. Лично я рад, что об этом пишется. Уверен, это повышает безопасность полетов и привлекает к указанной теме должное внимание. А что касается "неопытного пилота", который прочитав тему вдруг примет решение лететь в СМУ - так это не авиационная проблема, а медицинская и психическая. И по-моему она выходит за рамки данного топика и даже форума. Мы не обсуждаем тут малоадекватных людей с нарушенными причинно-следственными мотивациями. Пусть ими занимаются доктора. Здесь все со справками из психдиспансера.

cap850
SAONовец со стажем
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 09:30
Member of AOPA: No
Откуда: ULAD
Летаю на:: MX-7, R-44

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#66 Сообщение cap850 » 29 окт 2013, 17:40

Доброго времени суток . Читал ветку и не могу не сказать пару слов. Сразу скажу налет на Р44 у меня небольшой , ранее летал на самолете. Ветку считаю плезной для начинающих, ( про опрос судить не берусь). А насчет неожиданного попадания в СМУ, простой пример из личного:
Март. Белое море. Погода супер. Солнце, облачность легкая. Улетели с напарником к друзьям на озеро (250км, ВС Моль на лыжах). Провели с друзьями часа 4 погода начала схлопываться (подошли облака с моря) Пока прогрелись вылетели при 10000х500 , а на маршруте примерно через150км прперечная гряда облаков с нижним краем около 50м а вправо-влево без края, и что делать? Вернуться вряд-ли, там наверняка уже не лучше. Пошли вперед по ППП. Слава Богу через 5мин выскочили, и дальше опять 10000х500. А могло быть и хуже. Мысленно сказал спасибо Казанскому АУЦ, за то что тренировали под шторкой. Конечно Р44 мог бы подсесть, но тоже не без гемороя (внизу тайга а на болотах снега может быть по грудь). Така что считаю говорить об этом нужно. Спасибо топикстартеру а так же всем кто высказался.
С ув. Леонид

Аватара пользователя
DIR
SAONовец со стажем
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 07 апр 2011, 10:39
Member of AOPA: Yes
Откуда: 33RUS
Летаю на:: R44 и C-182
Контактная информация:

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#67 Сообщение DIR » 22 ноя 2013, 13:45

Попадал однажды в такую срань... Возвращался утром с геоточки - нижняя кромка была 150, через 25 км все ниже и ниже и в добавок пошел дождь. Не стал испытывать судьбу, вверх не полез - спустился, пошарился на малой высоте, нашел ровное место на полянке и сел. Через 15 минут туманом заволокло полностью. Как чувствовал. Примерно через час начало раздувать, видимость улучшилась, взлетел и допилил до аэродрома (сделал фотку на заходе).

PS: :( прилетел, закатил вертушку в ангар, сел пить чай - звонок от знакомого пилота - под Тверью час назад "пропала со связи" Агуста с девушкой пилотом. Я рассказал про свое приключение, он добавил: "возможно она тоже сидит по той же причине, где нить в глухомани без сотовой связи, пережидает".... а через два дня выяснилось страшное!
Вложения
2763694.jpg

HeliCap
SAONовец со стажем
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
Member of AOPA: No
Откуда: Сибирь
Летаю на:: R-44, R-66, AS-350

Re: Для пилотов R22,44,66: ВЫ ЛЕТАЕТЕ В СМУ ?

#68 Сообщение HeliCap » 22 ноя 2013, 22:14

Всем здравствуйте!
Конечно, неоднократно и печально доказано, что R-44 не всепогодный лайнер, но если уж прижало- не нужно сбрасывать со счетов возможность полёта над облаками, мне доводилось неоднократно так поступать. Это лучше, на мой взгляд, чем ползти "на брюхе" промеж вышек сотовой связи, прищурившись во мглу. Но во-первых- нужно позвонить в пункт прибытия и выяснить метеообстановку, и во-вторых- постоянно следить за тенденцией слоя облачности на предмет "окон", куда можно нырнуть- если их становится всё меньше- это сигнал к возврату или как минимум к посадке на подобранную площадку для пережидания ненастья, всем удачи!

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»