А давайте байки травить?

Ваши фотографии, клипы, отчёты, всё то, что связано с вашим увлечением Небом.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, piloterrr

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Sergey 241
Активный участник
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 23:50
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

А давайте байки травить?

#1 Сообщение Sergey 241 » 14 янв 2015, 03:48

Нахлынуло.
DSC06449-1.jpg
Зима, вечер, дача, тишина….
Зимний отпуск.
Даже треск дров в камине не нарушает этой тишины. Хорошо бы конечно затопить камин и тупо смотреть неопределенное количество времени на мерцающее пламя вообще ни о чем не думая, но лень. И топить лень и думать лень.
Сижу…
Пишу, что приходит в голову.
За стенами дома холодно и снежно. Сегодня весь день из телевизора доносились истерические вопли метеобюро о погоде и прогнозе на ближайшие дни, транспортном коллапсе на питерских дорогах, пробках в 10 баллов и штормовом ветре, который гонит воду из Финского залива в устье Невы и создает угрозу наводнения.
«Похоже их там здорово засыпало»,- приходит мне в голову мысль.
Да «Их» и «Там». Потому как у меня и здесь все нормально. Обычный зимний вечер. Пушистый снег покрыл мягким одеялом двор и улицу, и деревья в лесу. Это свело к нулю все мои вчерашние усилия по уборке территории вокруг дома. Ну и ладно. На ветках сосен и елей огромные пушистые шапки. Они устало опустили свои «руки» к земле, будучи не в силах удерживать такой груз. Фонарь на столбе тускло освещает улицу, стараясь в меру своих 100 ваттных силенок, соперничать с великим зимним мраком и сохранять на небольшом пятачке под собой пусть и иллюзорное, но подобие дня. Кажется очень странным, что где-то «Там» уставшие после первого посленовогоднего трудового дня люди, нервно терпят в час пик свое невольное заточение в автомобилях. Безуспешно пытаются добраться домой. С грохотом закрываются створки дамбы, прикрывая собой великий город от студеных волн Балитики. Беснуется стихия и соперничая с ней, как всегда на пределе работает снегоуборочная техника.
А у меня здесь тихо и безмятежно… Единственная единица моей снегоуборочной техники в виде отличной финской лопаты, купленной по случаю в прошлом году, спокойно стоит в углу сарая и прекрасно понимая, что её хозяин вряд ли немедленно вступит в схватку со стихией, готовится по своему скоротать этот вечер в компании других обитателей дачной хозпостройки.
Тишина…
И приходят воспоминания. О лете, о полетах. Фрагменты один за одним всплывают в голове. Это немного похоже на травлю баек у костра. Только собравшихся погреться всего один. И «заливать» он не собирается, потому, как самому себе врать как-то несподручно. Сразу «спалишся».
Помню как сейчас. Взлетаю я как-то в середине лета попарить. Все идет как обычно. Впереди Витя на своем Як-12, за ним я на длинном фале болтаюсь. Вверху кучевка, не самая сильная правда, но терпимая. Внизу медленно проплывают поля и леса, болотца да озера. Растет высота. Нарезаем круги. Подымаемся. Перед взлетом я попросил Витю затянуть на 1000 вместо обычных 800. Так, слегка подстраховался. Облака действительно не внушали доверия, а 200 лишних метров высоты это еще один шанс зацепиться если, что не так пойдет. По мере подъема окружающие красоты проявляются все отчетливее. Финский залив вдали притягивает своей бескрайней водной гладью. И появляются крамольные мысли. Вот бы махнуть через него на противоположный берег! Представляю, как вытянуться в удивлении физиономии у тех, кто на аэродроме в «Горской» будет наблюдать, как плавно к ним на посадку заходит планер. Да, это будет шок! Правда потом последуют и некоторые непопулярные меры административного характера, но это уже потом. Хотя навлекать на себя неприятности, да и не только на себя абсолютно не хочется. Искать приключения на пятую точку не в моих правилах. Но помечтать ведь можно?
А если чисто теоретически идея не такая уж и нереальная. Ширина залива в районе Кронштадта не более 20 км. При моем качестве, если стартовать с высоты километр-полтора - всего один переход. И это с большим запасом. Плюс на переходе, примерно посредине пути - кронштадский аэродром. А над самим Кронштадтом постоянно кучевое облако висит. Даже не в самую лучшую погоду. Так, что можно будет там набрать высоты и продолжать, а при неудачном раскладе приземлиться.
От этих приятных фантазий я был оторван самым жёстким образом. Планер накренился вправо. Рука абсолютно без участия головы, автоматически парировала этот крен небольшим движением ручки влево. Обычно этого достаточно. В нормальном полете движения ручкой, как правило составляют один-полтора сантиметра от нейтрали и этого вполне хватает. Но ничего не произошло. Крен вправо стал расти. Еще ручку влево – и опять ничего! Медленно, но уверенно планер крениться направо. А я ничего не могу сделать! Подключился мозг. Объявленная по всему организму тревога, как молнией прошила меня от макушки до пяток. Моментальный впрыск лошадиной дозы адреналина в кровь, в долю секунды обострил внимание до предела. Соображалка стала соображать предельно быстро. Безмятежность и благодушие улетучились, как будто их и не было вовсе. В висках пульсирует кровь, тело напряжено. Что делать??? Такой ситуации не было еще ни разу. Я привык, что если я рулю, то оно рулится! А сейчас не так. Прочему? Так не бывает! Так не должно быть!
Ответа нет. Делаю единственное, что можно сделать. Даю ручку в упор влево. Скорость кренения значительно уменьшилась, но все равно осталась. Крен уже около 30 градусов и продолжает медленно расти. Педаль! Еще и левую педаль! Даю педаль. Вроде бы прекратилось… Но полностью из крена выйти не удается. С большим правым креном и с вопиющим левым скольжением я на фале волочусь за буксировщиком. Именно волочусь потому, как лететь в такой «позе» вряд ли возможно. Взгляд мечется по приборам. Скорость – 115, на варике подъем 2 метра, высота 950. Ниточка влево – так «звиняйте» педаль до конца втиснул. По приборам все нормально! А планер как «ватный». И вдобавок к крену и скольжению еще и проваливаться стал. Буксировщик уходит с линии горизонта вверх и я начинаю ощущать спутную струю. Потряхивает. Добираю ручку на себя. Нехотя и очень медленно планер начинает реагировать. Постепенно уменьшается крен, подымаюсь на линию буксировщика. Перестаю фанатично давить на педаль, скольжение уменьшается. Но все происходит очень медленно, чрезвычайно медленно! Вот вроде бы выровнял. Лечу прямолинейно. Но во всем поведении планера сквозит какая-то неуверенность, неустойчивость. Как будто крылья не ощущают опоры. Я как в вакууме. Прошла буквально доля секунды и меня стало валить влево. Все зеркально повторяется, в такой же последовательности как и с правым креном. Предпринимаю все те же действия и так же нехотя, с очень большим трудом все восстанавливается. И опять показания приборов в норме! Все очень похоже на то, как планер ведет себя перед сваливанием в штопор. Так же вальяжно и слабоуправляемо. Но о каком штопоре речь? Скорость то нормальная 115! Может сильный попутный порыв ветра? Но тогда указатель скорости это показал бы. Одни вопросы. Ответ найти сейчас трудно.
Продолжаю полет как на острие иглы, в любое мгновение равновесие может нарушиться и опять начнется «завал». Взгляд падает на ручку сброса фонаря, замок привязных ремней. В голове прокручиваю порядок покидания воздушного судна. Неужели придется воспользоваться? От этого не по себе. Возникает мысль доложить РП. А что докладывать?
Все хватит болтаться, надо отцепляться. Может так устаканится.
«Два сорок один, отцепка!»
«Два сорок один, отцепка, задание»,- спокойно командует РП.
Рычаг на себя, фал выстреливает вперед, получивший свободу буксировщик уходит вправо вниз. Я естественно пытаюсь уйти в противоположную сторону.
«Два сорок один, задание» - выдаю я «квитанцию» для РП.
Очень неохотно планер подчиняется командам органов управления. Опускает левое крыло и отходит влево.
Проходит еще несколько мгновений, ручка и педали постепенно «крепнут», как будто наливаются силой и с ней приходит власть над летательным аппаратом. Планер начинает правильно реагировать на все движения органами управления. Еще пару секунд и от былой «тупости и неадекватности» не осталось и следа. Он по-прежнему легок и прост в управлении. Все как всегда. На указателе скорости 90, на варике «– 0.5», ниточка – ровно. Обычный полет по прямой. Как-то неправильно это. Скорость упала, а управление улучшилось.
Хм. А что это было? Что произошло? Как наваждение какое-то. Как пришло, так и ушло. И длилось всего секунд 20-30. Хотя время похоже перестало существовать. Все как-то замедлилось и изменилось. Времени не стало, а изображение, как на экране. Неестественное какое-то.
Оставшийся полет прошел без приключений. А приземлившись я рассказал об этом своему инструктору Ларисе Петровне. От неё я узнал, что в этот же день, только часом позже, в полете на Бланике, с учеником у неё было что-то похожее. При заходе на посадку, между третьим и четвертым, проявились те же симптомы, что и у меня. Планер так же стал плохо слушаться органов управления и беспричинно валиться по крену и высоте. При нормальном показании приборов. Только вот высота у них была 150-200. А это совсем уж не весело. Но через некоторое время все прошло так же, как и началось. И после четвертого садились уже штатно. Объяснить это Лариса Петровна тоже не смогла, так же как и припомнить было ли что-нибудь похожее с ней прежде.
Долго потом я обдумывал происшедшее, но так ничего в голову и не пришло. Не нашел объяснения случившемуся.
Последний раз редактировалось Sergey 241 14 янв 2015, 14:50, всего редактировалось 1 раз.
Жизнь проста - ешь, спи, летай!

Аватара пользователя
Карел
Гуру
Сообщения: 1111
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 18:38
Member of AOPA: No
Откуда: Петрозаводск

Re: А давайте байки травить?

#2 Сообщение Карел » 14 янв 2015, 09:14

Регистрации нет? СЛГ тоже... А ВЛЭК, случайно, не просрочен? Да и фамилия, небось, в известном списке присутствует... Вот и результат... :) :) :)

Аватара пользователя
Sergey 241
Активный участник
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 23:50
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

Re: А давайте байки травить?

#3 Сообщение Sergey 241 » 14 янв 2015, 14:41

Да... Это те самые ВЕЧНЫЕ вопросы на которые невозможно найти ответ. :lol: :lol: :lol:
Жизнь проста - ешь, спи, летай!

Аватара пользователя
bigmak
SAONовец со стажем
Сообщения: 906
Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
Member of AOPA: Yes
Откуда: ТуркВО

Re: А давайте байки травить?

#4 Сообщение bigmak » 15 янв 2015, 20:24

:D Продолжаем травить (рассказывает мой командир Валерий Ордиянц)

Было это году так в 78м-79м уже не помню, но после какой то катастрофы Ил-18 инспекция министерства ГА ввела контроль экипажей перед вылетом на знание раздела РЛЭ "Особые случаи в полёте".
Была длинная эстафета по Сибири, и вот на плече Новосибирск-Омск, в штурманской Новосиба сидит комиссия и проверяет экипажи на предмет знания РЛЭ.
КВС Ил-18Д "Иванов" и его штурман подходят к дежурному штурману и подписывают журнал подготовки. Комиссия сидящая рядом задает вопросы:
- Вот вы взлетели, убрали шасси и в наборе у вас самопроизвольно выключается двигатель #4. Ваши действия?
- Флюгирую винты, перекрываю подачу топлива, переключаю потребители, жду доклада от бортмеханика, после чего пытаюсь запустить двигатель, в случае неисправности двигателя, но при достаточных условиях продолжаю набор.
- Хорошо. Вот вы в наборе. Набрали 7 тысяч метров, и тут у вас отказывает двигатель #3!
- Ну что тут сделаешь? Флюгирую винты, выключаю потребители, продолжаю полёт на эшелоне.
- ???!!!! Ну хорошо, вот летите вы, неужели не понятно что у вас что то не так? Ведь ясно же что у вас что то с топливной системой! И вот у вас уже выключается двигатель #2!!!
- На эшелоне летим да? Ну что я делаю? Флюгирую винты, выключаю потребители, продолжаю полёт до Омска так как в Новосибе делать уже нечего, да и далеко.
- Вы снижаетесь для вынужденной посадки в Омске с одним работающим двигателем. Из всех генераторов у вас работает только один. На снижении в облачности начинается интенсивное обледенение! Ваши действия?

- Начинаю волноваться!
Последний раз редактировалось bigmak 19 янв 2015, 14:30, всего редактировалось 1 раз.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Аватара пользователя
Sergey 241
Активный участник
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 23:50
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург

Re: А давайте байки травить?

#5 Сообщение Sergey 241 » 15 янв 2015, 23:24

:lol: :lol: :lol: Г-г-г

А вот у меня вопрос по теме байки.
Было это со мной году так в 64-ом. И от роду мне тогда было месяцев 9. Помню как сейчас, летел я тогда с мамой в Караганду, где в то время сужил отец. :mrgreen: И как раз на Ил-18. Потому, как со слов мамы движков у самолета было 4. В середине полета выключается один. И полет продолжается на трех. Не знаю завелся потом снова четвертый или садились на трех, у мамы это в голове не осталось, а я так тоже что-то не могу вспомнить. Но то, что движок отключился и лопасти остановились (зафлюгировались, как я понимаю) это мама помнит точно. Так, как чуть не умерла со страху.

Так вопрос вот какой. Отключение одного движка в полете на этом типе это нормально? Или это происшествие? Или это экипаж тренировался, или топливо так экономили? Или, что это могло быть?
Жизнь проста - ешь, спи, летай!

Аватара пользователя
bigmak
SAONовец со стажем
Сообщения: 906
Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
Member of AOPA: Yes
Откуда: ТуркВО

Re: А давайте байки травить?

#6 Сообщение bigmak » 19 янв 2015, 14:29

Sergey 241 писал(а):
Так вопрос вот какой. Отключение одного движка в полете на этом типе это нормально? Или это происшествие? Или это экипаж тренировался, или топливо так экономили? Или, что это могло быть?
Нет, не нормально. Это Авиационное Происшествие. Отказ двигателя. Согласно РЛЭ Ил-18 раздел "Особые случаи в полёте", экипаж выполнил предписанные в данном случае процедуры и имел право продолжать полёт на 3-х двигателях по запланированному маршруту (решением КВС), при ..., скажем так благоприятных условиях. Т.е. аварийная ситуация не развивается.

После посадки экипаж традиционно проверили на наличие алкоголя, затем все написали объяснительные, что произошло и кто что делал, инспекция по БП авиапредприятия сняла с борта самописцы: МС-61 (магнитофон) и МСРП-12 и передала в Лабораторию СОК Соответствующего Управления Гражданской Авиации, например Уральского УГА). Комиссия в составе: ............ начала расследование причин АП. И только выйдя ЗА территорию аэропорта, экипаж..., маскируясь, разрозненными группами по одному, пробрался в рюмочную. Дабы загладить и залакировать.

После завершения расследования, МГА циркуляром разослало во все существующие авиационные подразделения СССР информацию по данному АП и требования по недопущению, предотвращению, профилактике и углублённому изучению истории КПСС. :D
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Ответить

Вернуться в «Фотоальбомы, видео, отчёты»