Последующее донесение об АП с вертолетом Robinson R-44 II RA-06364
Дата, время события (местное и UTC): 03.05.16, 19 ч 15 мин (16 ч 15 мин UTC)
Место события: РФ, г. Санкт-Петербург, район п.п. «Лахта»
Вид события: Авария
Тип ВС: Вертолет Robinson R-44 II
Регистрационный номер ВС: RA-06364
Контролирующий орган: Северо-Западное МТУ ВТ ФАВТ Минтранса России
Свидетельство о Государственной регистрации прав на ВС: Серия АА № 008070 от 28.01.15
Свидетельство о Государственной регистрации ГВС: № 7312, выдано Управлением инспекции по безопасности полетов 28.01.15
Собственник: ООО «Меркурий», г. Санкт-Петербург
Сведения о ВС: Изготовитель Robinson Helicopter Company (США), дата 17.04.13, заводской № 13483, сертификат летной годности № 2132150198 от 18.08.15 со сроком действия до 17.08.17, до наработки 2200 ч, назначенный ресурс и календарный срок службы – по техническому состоянию, межремонтный ресурс 2200 ч/12 лет, наработка СНЭ 533 ч, ремонтов не имел, периодическое техническое обслуживание 28.03.16 (ООО «АэроСоюз»), оперативное техническое обслуживание 03.05.16 в объеме предполетной подготовки и подготовке к повторному вылету, без документального подтверждения
Двигатель: Lycoming IO-540-AE1A5, заводской № L-35276-48-E, изготовитель Lycoming (США), ресурс и срок службы – по техническому состоянию межремонтный ресурс 2200 ч/12 лет, наработка СНЭ 533 ч, ремонтов не имел, периодическое техническое обслуживание 28.03.16 (ООО «Аэросоюз»)
Главный редуктор: MRGearbox, заводской № 7365, изготовитель Robinson Helicopter Company (США), дата 01.04.13, назначенного ресурса нет, межремонтный ресурс 2200 ч
Несущий винт: кол-во лопастей 2, заводские номера лопастей № 3005, № 2996, изготовитель Robinson Helicopter Company (США), дата 01.04.13, назначенного ресурса нет, межремонтный ресурс 2200 ч
Рулевой винт: заводские номера № 1826, № 1829, дата выпуска 01.04.13, назначенного ресурса нет, межремонтный ресурс 2200 ч.
Сведения об экипаже: КВС ООО «Меркурий» допущенный к полетам на вертолете R-44 пол мужской, свидетельство частного пилота № 0031058, выдано Красноярским МТУ Росавиации 18.12.15, общий налет 6776 ч из них на R-44 1700 ч
Кандидат на должность КВС. Пол мужской, свидетельство коммерческого пилота № 0024501, выдано Южным МТУ Росавиации 07.04.15, квалификационная отметка о допуске к полетам на вертолете в свидетельстве пилота-любителя отсутствует, общий налет 5110 ч из них на R-44 180 ч
Характер задания: Полет выполнялся с целью совершенствования летных навыков кандидата на должность КВС, перед выполнением контрольных полетов с пилотом-инструктором ООО «Меркурий». Заявка на полет подавалась в ЗЦ ЕС ОрВД через Интернет.
В заявке указан другой КВС имеющий право самостоятельных полетов на вертолете R-44 в зоне ограничения полетов над Санкт-Петербургом. Полеты выполнялись по маршруту, по кругу, на перемещение над землей, по отработке посадки на площадку, подобранную с воздуха, в районе посадочной площадки «Лахта» на высоте не более 100 метров (по ограничению органа УВД). Полеты выполнялись в течение полутора часов с последующим перерывом на прием пищи, отдых. Активное пилотирование вертолета осуществлял кандидат на должность КВС ООО «Меркурий». После перерыва взлет был произведен около 16 ч 00 мин UTC
Число членов экипажа/пасс.: 2/0 (Гр. РФ)
Последствия происшествия, в т.ч. для окружающих объектов: Без последствий для экипажа и окружающей среды
Количество и масса груза на борту: Груза на борту не было
Метеоусловия: Размытое барическое поле без фронтальных разделов, малооблачно, видимость 10 км, явлений нет, ветер 180º, 4 м/с, температура 8 ºС, температура точки росы 4 ºС, давление 1008 гПа
Обстоятельства события: По предварительной информации, из материалов опроса пилотов следует, что при выполнении первой посадки на площадку, подобранную с воздуха, на болотистую местность, при полном отклонении ручки «ШАГ-ГАЗ» в нижнее положение воздушное судно стало крениться вправо и назад. Действия пилотов по отдаче ручки циклического шага «от себя» и влево, ручки «ШАГ-ГАЗ» на увеличение шага несущего винта не изменили положение вертолета. После касания лопастями несущего винта земной поверхности КВС ООО «Меркурий» выключил двигатель стоп-краном и обесточил ВС.
Степень повреждения ВС:
- Деформация горизонтальной и вертикальной перегородок кабины;
- Разрушение несущей системы несущего винта;
- Разрушение хвостовой балки;
- Разрушение системы управления вертолетом и трансмиссии вертолета.
Сведения, представляющие интерес: Обнаруженный приемник спутниковой навигации GPS находится в удовлетворительном состоянии и направлен на исследование в Комиссию по научно-техническому обеспечению расследованию АП МАК
Оперативные рекомендации: Росавиации:
1. Информацию довести до авиакомпаний АОН и частных лиц, эксплуатирующих ВС АОН.
2. Перед отработкой программы посадок на площадки, подобранные с воздуха, анализировать их состояние. Уточнить методику выполнения подобных посадок, действия органами управления по предотвращению развития опасных углов крена и тангажа.
В работе комиссии принимают участие представители Северо-Западного МТУ Росавиации, Российской общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. Комиссия продолжает работу.
Комиссия по расследованию АП Межгосударственного авиационного комитета