Коллегия Ространснадзора - 25.07.2012

Новости авиации общего назначения

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k, ЛОДОЧНИК

Ответить
Сообщение
Автор
502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Коллегия Ространснадзора - 25.07.2012

#1 Сообщение 502 » 16 окт 2012, 17:22

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 25.07.2012 № 2

О соблюдении законодательства Российской Федерации и мерах по повышению безопасности полетов и авиационной (транспортной) безопасности в авиации общего назначения




Заслушав и обсудив доклады начальника Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации А.В. Борисова и Врио заместителя начальника Управления транспортной безопасности А.А. Филясова «О соблюдении законодательства Российской Федерации и мерах по повышению безопасности полетов и авиационной (транспортной) безопасности в авиации общего назначения» и выступления участников заседания, Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отмечает.

В Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая единичные экземпляры, зарегистрировано 1826 воздушных судов АОН, из них 1570 единичных экземпляров воздушных судов. Владельцы единичных экземпляров воздушных судов, как правило, самостоятельно вносят изменения в типовую конструкцию воздушных судов, которые отрицательно влияют на безопасность полетов.

Количество воздушных судов у эксплуатантов АОН с 2003 года по 2008 год увеличилось в 43 раза. В декабре 2009 утверждены ФАП-249 «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы». С 2009 года по июнь 2012 количество воздушных судов у эксплуатантов АОН уменьшилось в 3,2 раза.

Численность эксплуатантов АОН с 2009 года сократилась на 38,7 %, а численность эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, увеличилась в 2,3 раза.

С воздушными судами авиации общего назначения в 2012 году произошло 11 авиационных происшествий: 7 катастроф, в которых погибли 11 человек, и 4 аварии.

По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество авиационных происшествий увеличилось на 10 %, при этом степень тяжести авиационных происшествий существенно возросла: количество катастроф увеличилось в 1,75 раза, количество погибших - в 1,8 раза.

В целях выявления нарушений за шесть месяцев 2012 года Гасавианадзором проведено 293 инспекторских плановых и внеплановых проверки авиапредприятий, эксплуатантов, владельцев частных воздушных судов ( в 2011г - 623), 968 рамповых проверок воздушных судов (в 2011г.- 2365), 430 совместных инспекторских проверок с другими органами надзора, по обращению граждан, авиационным событиям и другим основаниям (в 2011г.- 1145).

В ходе инспекторских проверок выявлено 2652 нарушения воздушного законодательства (в 2011г.- 5044), выдано 771 инспекторское предписание (в 2011г.- 1576), составлено 308 протоколов об административных правонарушениях (в 2011г.- 541), наложено штрафов на сумму 5 миллионов 654 тысяч рублей (в 2011г.- 8654 тысяч рублей).

По результатам надзорных мероприятий в 2012 году Госавианадзором были приняты следующие меры:

- приостанавливалась эксплуатация 97 воздушных судов;

- вводились ограничения на эксплуатацию 3 аэродромов;

- приостанавливалась эксплуатация 19 единиц спецавтотранспорта в аэропортах;

- приостанавливалась эксплуатация 5 объектов обеспечения заправки воздушных судов ГСМ, одного объекта радиотехнического обеспечения полетов;

По результатам «рамповых проверок» на 553 воздушных судах выявлено 1337 нарушений, в том числе 71 замечание по 3 категории, непосредственно влияющих на безопасность полетов, выдано 101 инспекторское предписание.

По катастрофе ЯК-42 авиакомпании «Як-Сервис» Ространснадзором в короткие сроки проведены проверки 126 авиационных компаний на предмет соблюдения ими требований воздушного законодательства и проверено техническое состояние отечественного самолетного парка. К компаниям, в которых выявлялись нарушения, были приняты соответствующие меры инспекторского и административного реагирования.

В связи с катастрофой вертолета Ми-26Т ОАО «Нефтеюганский объединённый авиационный отряд», инспекторскими предписаниями Ространснадзора в ходе 24 проверок из-за наличия недопустимых трещин на элементах конструкции вертолетов отстранены от эксплуатации 15 воздушных судов Ми-26Т, что предотвратило возможные авиационные происшествия.

В ходе внеплановых проверок, связанных с катастрофой самолета ATR-72 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», произошедшей 02 апреля 2012 г., Ространснадзором в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ряде других авиакомпаний были выявлены нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации. По выявленным нарушениям было выписано 7 инспекторских предписаний, приостанавливалась эксплуатация ВС ATR-72 и деятельность ООО «ЮТэйр Техник» в аэропорту Внуково.

Увеличилось в 3,6 раза число нарушений в сфере использования воздушного пространства за счет неустановленных пользователей воздушного пространства в 2012 году, по сравнению с 2011 годом.

Отсутствие на части воздушных судов авиации общего назначения ответчиков для взаимодействия с органами воздушного движения зависимого наблюдения, системы «Глонасс» при выполнении полетов в неконтролируемом воздушном пространстве класса «G» и в контролируемом воздушном пространстве класса «С» привели к ряду сближений ВС. По нарушениям использования воздушного пространства Госавианадзором в 2011 году оформлено 110 протоколов по статье 11.4 КоАП, на общую сумму 3 миллиона 967 тысяч рублей, за 6 месяцев 2012 года составлено 102 протокола на общую сумму 1 миллион 812 тысяч рублей.

В настоящее время расширяется практика, так называемого, «частного извоза» на самолетах организаций, получивших сертификаты АОН и частных владельцев ВС. Фактически эксплуатантами АОН и владельцами ВС нелегально осуществляется деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (туристов) на коммерческой основе без наличия лицензии, что попадает под ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное предпринимательство».

За период с 2009 года по настоящее время из 28 авиационных учебных центров, занимающихся подготовкой пилотов на легкие и сверхлегкие ВС, проверено 19.

По результатам инспекторских проверок:

приостанавливалось проведение летной подготовки в 8 АУЦ и организациях;

приостанавливалось выполнение учебных полетов на 5 воздушных судах;

от выполнения учебных полетов отстранялся инструкторский и инженерно-технический состав, не прошедший обязательных видов подготовки.

За нарушения законодательства о гражданской авиации в АУЦ в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях на них были наложены штрафы в размере 605 тыс. рублей.

Основные нарушения в обеспечении безопасности полетов, выявленные в ходе надзорных мероприятий в авиации общего назначения, аналогичны нарушениям, относящимися к коммерческой авиации.

Основной угрозой безопасности полетов, является отсутствие эффективной внутренней системы управления безопасностью полетов в авиакомпаниях, у эксплуатантов и частных пилотов АОН, или ее формальное функционирование.

Авиационная (транспортная безопасность).

За период 2011 - 2012 годов проверкам состояния авиационной безопасности и транспортной безопасности подверглись 511 субъектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе и АОН:

- выявлено около 3000 нарушений;

- выписано 390 предписаний;

- составлено 238 протоколов об административных правонарушениях;

- вводились 3 ограничения на осуществление деятельности;

- общая сумма штрафов составила более 1 миллиона 700 тысяч рублей.

Наиболее характерными нарушениями в части обеспечения авиационной безопасности и транспортной безопасности на воздушном транспорте являются нарушения связанные с охраной и защитой территорий аэропортов.

Проверки субъектов АОН показали, что в ряде случаев. территория аэродрома (посадочной площадки) и воздушные суда фактически не охраняются, досмотр членов экипажей и пассажиров воздушных судов с использованием технических средств не производится, проносу на воздушные суда опасных предметов и веществ никто не препятствует.

Приказом Минтранса России от 27.03.2003 № 29 введены в действие Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам АОН». Вместе с тем, юридические и физические лица, владельцы легких и сверхлегких воздушных судов не обладают статусом эксплуатанта АОН - на данную категорию владельцев ВС не распространяются требования по авиационной, безопасности установленные для эксплуатантов АОН. Эта категория лиц составляет три четверти от общей численности АОН. В 2011-2012 годах:

- было совершено 19 незаконных проникновений на объекты воздушного транспорта;

- поступило более 100 сообщений с угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации России;

Несовершенство законодательной и нормативно - правовой базы по авиационной безопасности авиации общего назначения предполагает достаточно высокую степень вероятности использования воздушных судов АОН (в том числе и преступными элементами) для совершения противоправных действий против общества. Свидетельством тому, в комплексе с нарушениями обязательных требований по обеспечению авиационной безопасности командиром воздушного судна, является захват вертолета Ми-2 в Вологде в 1-м полугодии этого года.

Это является ярким примером нарушения федерального закона «О транспортной безопасности», актом незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, создающего угрозу нанесения вреда жизни и здоровью людей.

Субъект АОН в соответствие с законом «О транспортной безопасности» несет полную ответственность за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности как административную, так и уголовную. В то же время не выполняется приказ о проведении категорирования в отношении объектов и воздушных судов АОН. На настоящее время категория не присвоена ни одному объекту (ВС) АОН.

В соответствии с Указом Президента в июле 2010 года Правительством РФ принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Программой предусматривается, что одной из основных составляющих комплексной системы является система мониторинга и государственного контроля (надзора) обеспечения безопасности населения на транспорте. В этих условиях Служба совершенствует методы контрольно-надзорной деятельности, ставит на плановую основу проведение территориальными органами Ространснадзора совместно с местными органами внутренних дел проверки субъектов и частных владельцев воздушных судов авиации общего назначения, основные усилия направляет на выявление нарушения законодательства авиационной и транспортной безопасности, пресечении незаконной деятельности.

На воздушном транспорте вопросы авиационной безопасности наряду с российским законодательством регламентируются требованиями ИКАО. Комиссия ИКАО, проводившая проверку в 2011 году отметила, что в Российской Федерации создана и эффективно функционирует система надзора и контроля за обеспечением авиационной безопасности. Вместе с тем российской стороне рекомендовано издать Государственные программы:

- авиационной безопасности гражданской авиации;

- контроля качества обеспечения авиационной безопасности;

- подготовки персонала, участвующего в обеспечении авиационной безопасности;

- упрощения формальностей.

Коллегия обратила внимание на недостаточную законодательную и нормативно - правовую базу по безопасности полетов и авиационной безопасности авиации общего назначения. Необходимо продолжить начатые работы по приведению российского законодательства к стандартам ИКАО, совершенствованию и гармонизации нормативно-правовой базы.

По ряду событий, произошедших в 2011 году на объектах авиационного транспортного комплекса государством были приняты позитивные поправки в законодательные акты, определяющие периодичность проведения контольно-надзорных мероприятий, но недостаточно подкреплены людскими и финансовыми ресурсами. Численность инспекторов Госавианадзора позволяет проводить объемные проверки поднадзорных объектов один раз в 10 лет. В связи с низким уровнем заработной платы госинспекторов невозможно привлечь квалифицированный персонал, что отрицательно сказывается на качестве надзорных мероприятий. В 2011 году был издан перечень поручений Президента РФ по вопросам повышения роли Ространснадзора, которые до сегодняшнего дня не исполнены.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации эксплуатантами АОН и частными лицами, осуществляющими деятельность в сфере АОН Коллегия

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Сосредоточить внимание на выполнении, в части касающейся Ространснадзора, Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, принятой Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 641-р.

В течение года.

Ответственный А.В. Борисов, В.И. Харций.

2. Продолжить выполнение мероприятий Комплексного плана по снижению угроз в сфере использования авиации общего назначения на территории Краснодарского края на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Постоянно.

Ответственный А.В. Борисов, В.И. Харций.

3. Начальникам территориальных управлений Госавианадзора и надзора авиационной (транспортной) безопасности Ространснадзора в течение 2012 года:

3.1. Обеспечить поддержание в актуализированом состоянии информацию о эксплуатантах АОН, а также о частных лицах (владельцев) воздушных судов, мест их базирования и авиационном персонале АОН, на основании официальных данных.

3.2. Организовать постоянное взаимодействие с авиационными общественными объединениями с целью координации усилий по повышению безопасности полетов легких и сверхлегких воздушных судов, а также по повышению уровня авиационной безопасности.

4. Подготовить и направить в Министерство транспорта Российской Федерации предложения:

- по приведению российского законодательства к стандартам ИКАО, совершенствованию и гармонизации нормативно-правовой базы обеспечения безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности;

- о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за нарушение требований ФАП по выполнению полетов;

- о разработке и принятии федеральных авиационных правил, устанавливающих требования по авиационной безопасности к вертодромам, посадочным площадкам, а также о необходимости актуализировать требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения и частным владельцам легких и сверхлегких воздушных судов;

- о приведении термина «эксплуатант авиации общего назначения» в соответствие термину, указанному в части 2 Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго 7 декабря 1944г.);

- об отмене (переиздании) приказа Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. № 136/42/51 "Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации";

- о внесении в Воздушный Кодекс Российской Федерации нормативного требования, устанавливающего срок, в течение которого собственник обязан зарегистрировать воздушное судно, о госрегулировании деятельности надзора за ИВП и ЕЭВС на законодательном уровне;

- о разработке правил допуска к эксплуатации воздушных судов АОН, на основании акта оценки конкретного экземпляра, согласно пункту 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;

- о регулировании деятельности по перевозкам (по аналогии с другими видами транспорта по экскурсионно-прогулочным маршрутам) воздушным транспортом пассажиров (туристов) на коммерческой основе без наличия лицензии (воздушный чартер) на законодательном уровне;

- о внесении требований в Федеральные авиационные правила и «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.03 № 118, в части касающейся конкретизации допустимого внесения изменений в конструкцию ранее серийно изготовленного воздушного судна, при котором данное воздушное может считаться единичным экземпляром;

- о введении законодательного акта по оборудованию ВС АОН системами наблюдения, с повышенной ответственностью за их нарушение;

- о внесении изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, осуществляющих подготовку (переподготовку) летного состава в АУЦ, в соответствие стандартам и рекомендациям ИКАО («Подготовка персонала» Doc 9868, «Руководство по утверждению организаций по подготовке летных экипажей» Doc 9841), а именно в Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (ФАП № 23);

- объединение норм Федеральных авиационных правил в единый документ, подобный Европейским (EU OPS) или американским FAA (AIM) сборникам, которые охватывают все авиационные процессы;

- об определении минимальных требований и периодичности к теоретической и практической подготовке пилотов, выполняющих полеты в целях АОН (аналогично пункта 5.84 ФАП-128 - для пилотов коммерческой авиации);

- о внесении в перечень судовой документации АОН (пункт 2.20 ФАП-128) «страховые полисы членов (члена) экипажа воздушного судна и ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна»;

- о введении требований по языковой подготовке пилотов выполняющих полёты за границу и на воздушных судах иностранного производства, где РЛЭ на английском языке;

- о введении требований по обслуживанию воздушных судов АОН, относящихся к средним и тяжелым ВС, и к подготовке летного состава аналогично требованиям для коммерческой авиации.

IV квартал 2012 года.

Борисов А.В., Харций В.И.,

ответственный Черток В.Б.

5. Рекомендовать Федеральному агентству воздушного транспорта разработать методические рекомендации «Требования к программам подготовки летного состава для выполнения авиационных работ».

III квартал 2012 г.

Ответственный заместитель руководителя В.Б. Черток.

6. Разработать и обеспечить исполнение программ подготовки по безопасности полетов и авиационной безопасности государственных инспекторов гражданской авиации на 2013-2015 годы.

III - IV кварталы 2012 г.

Ответственный А.В. Борисов.

7. Подготовить обращение в Министерство внутренних дел Российской Федерации об организации оперативного взаимодействия между Ространснадзором и МВД России в части выявления субъектов, имеющих в собственности легкие и сверхлегкие воздушные суда, а также в части выявления мест базирования субъектов и частных владельцев АОН, не занесенных в государственный реестр гражданских воздушных судов, оперативного взаимодействия по выявлению нарушителей воздушного законодательства.

8. Подготовить обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в Министерство обороны Российской Федерации о совместной проверке аэроклубов и других организаций ДОСААФ России на предмет выявления воздушных судов выполняющих полеты без прохождения обязательной государственной регистрации.

III квартал 2012 г.

Ответственный А.И. Харций.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Б. Черток.


Председатель коллегии - Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта
А.И. Касьянов



Ответить

Вернуться в «Новости АОН»