FAQ для новичков. Часть II. Свой самолет - проблемы выбора

Общие вопросы выбора и покупки самолетов. Как выбрать самолет? Какой самолет лучше для каких целей? Что нужно знать при выборе самолета?

Модераторы: lt.ak, vova_k

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8714
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Член АОПА-Россия: Нет
Откуда: ZZZZ

FAQ для новичков. Часть II. Свой самолет - проблемы выбора

Сообщение Jan » 29 ноя 2007, 12:06

Обычно эти вопросы начинают возникать в головах тех, кто уже совершил первый вылет с инструктором, прочитал FAQ для новичков, часть I, и начинает строить планы на дальнейшее.

Небольшое отступление.
Вы, я в этом глубоко уверен, можете исполнить любое свое желание. Как это делали многие другие до вас. И именно в АОН. Вы сможете сами построить ультралайт из швейной машинки, бабушкиного корсета и рулона кевлара, спертого по случаю на работе и перелететь на нем Атлантику, вы сумеете приземлиться в нулевую видимость ночью на незнакомом аэродроме с отказавшим аккумулятором, генератором и всеми приборами, вы сумеете, сидя на допбаке, установленном в кабине, преодолеть 12-часовой перелет, ни разу не удовлетворив свои естественные надобности, вы сможете лететь несколько часов на высоте в 6-7 километров без герметизации салона, а при отказе двигателя посереди океана или тайги вы самостоятельно продержитесь пару месяцев на подножном корму и выйдете к людям.. я не спорю с этим :) Но чаще все мы ленимся делать подвиги, даже для самих себя. Поэтому ответы на вопросы учитывают именно некие общие категории, не частные случаи..

Какой самолет мне купить?
Общие рекомендации следующие: сперва отучитесь до конца, полетайте на чем-нибудь еще, кроме "учебного" самолета, четко сформируйте себе задачи, цели, проиграйте практическую часть - топливо, хранение, ремонт, возможности. Не покупайте первый попавшийся в вашем клубе самолет "вскладчину". Обязательно перед покупкой САМИ полетайте на том, что предлагается. В самом худшем случае - на таком же типе. Не слушайте "сетевые" или личные отзывы людей, которые летают на таком же типе, который вы собрались купить. Каждому свое, особенно при выборе ЛИЧНОГО самолета. Не пытайтесь купить самолет с целью "научиться сразу именно на нем летать". Не получится. По крайней мере официально. А неофициально - предстоит много мелких тонкостей, о которых тут рассказывать просто бесполезно.
Хочу летать по другим городам, но чтобы и возможности для небольшого пилотажа были! Что выбрать?
Да определитесь же наконец... Пилотаж - это пилотаж, маршрут - это маршрут. Можно найти нечто, летающее далеко и при этом выдерживающее +5-6G. Например RV, который собирается и продается с обслуживанием прямо тут, в России. Но попробуйте забраться в него. Посадите рядом хрупкую любимую. Сразу будет понятно, что ширина кокпита в 98 см. по самой широкой части даст о себе знать уже на первом часу полета "по маршруту". Любимая выдержит ваш локоть, периодически упирающийся ей в живот (и не такое выдерживала), но будет мечтать о возможности развалиться в кресле и с грустью вспоминать про эконом-класс в AirChina, который ей раньше казался "недостаточно свободным".
А потом, что в вашем понимании "пилотаж"? Пикирование, вираж, горка? Это простой пилотаж. Это можно почти на всем сделать при желании. А вот перевернутые полеты, скольжение, штопора и прочая (про каталог Арести полностью я молчу) можно делать только на специально предназначенных для этого самолетах. И спассиcтема (парашут) обязательны для подобных экспериментов.
Купите себе два-три самолета - чего мелочиться. Одни покрепче, для пилотажа, второй - поменьше - по лужайкам прыгать.. А третий, с кондиционером и кожаными сиденьями - можно купить попозже. Все-равно маршруты летать вам еще не скоро придется..
У меня тут химполоса заброшенная у дачи есть.. и слышал, что ее оформить можно на себя - колхоз землю продает, все развалено давно..
Не вникая в тонкости и отсутствие опыта по эксплуатации, регистрации и обслуживанию частного аэродрома, сразу скажу, что зарегистрировать это все можно. Особенно, если это находится далее 100 км. от Москвы. Но получить официальное разрешение для полетов на/c такого аэродрома - отдельный процесс, который сложен, утомителен и никак не связан с "небом и полетами". Ремонт и охрана, заправка, освещение, оформление, эксплуатация выльется в такую сумму, что вы предпочтете вместо этого купить б/у турбопроп и хранить его в Домодедово - дешевле выйдет.. в среднем, для оформления такой площадки под "аэродром" потребуется около 60 подписей и согласований, а также порядка 2 лет работы профессионального человека. А потом одна площадка (пусть даже личная) вас быстро утомит. Тогда проще подумать о "амфибии" - благо, озер рядом с дачей на порядок больше, чем "ничейных химплощадок".

Я понял, что у нас летать сложно. Но летать хочется. Как быть?
Если отбросить сложнореализуемые пути - "куплю самолет и буду летать", "буду учиться в академии ГА и летать", "получу коммерческую лицензию.. получу инструкторскую лицензию... ", то решение простое - заняться авиа-туризмом. В любой цивилизованной стране можно взять, чуть поморочившись, небольшой самолет напрокат, цена которого в сутки будет сопоставима с ценой аренды автомашины (ну, может и превышать на порядок, но это того стоит) и помотаться по Европе, США, Австралии, Новой Зеландии и Канаде с Мексикой впридачу. Помимо прочего существует масса разработанных маршрутов по Южной Африке (не только ЮАР), где за пару недель и реальную цену можно налетаться всласть, заодно и отдохнуть, а также получить bush pilot rating. Причем полеты будут не по кругу.. :). Процесс получения (подтверждения) своей лицензии описан в этом же разделе, несложен и реален.
А что, если купить себе СЛА? Хранить можно в гараже, летать с соседней лужайки?
Можно, многие так и поступают. Получают кучу удовольствия. Партизанят, летают по округе в 100 км. Прилетают с простреленными дробью крыльями (это отдельная тема, почему летающий на 100 метрах предмет вызывает желание в него стрельнуть, особенно после водочки и под настроение), ждут погоду, самоделят, мастерят... Главное заблуждение - "летать на СЛА проще и легче, чем на любом обычном легком самолете, а учиться - чему там учиться... ну ведь просто все..". Все наоборот - чем легче самолет, тем сложнее им управлять. Посадка на неподготовленные площадки - отдельная история. Обычно люди, летающие на СЛА, не летали ни на чем другом. И поэтому им кажется, что "садимся четверо, вес 800 кг, в крейсере прям как танк прет, не шелохнется.. ". Никто из них не попадал случайно в турбулентность на 50 метрах у земли, когда 3-тонный аппарат подпрыгивает в воздухе метров на 10 с потерей скорости. А если и попадали, то уже не расскажут.. Я утрирую, но ответ субъективен и не претендует на истину в последней инстанции. К сожалению, в отечественных условиях легкий самолет на автобензине - вполне реальная возможность совмещать удовольствие от полетов, короткие маршруты и вполне адекватную цену. Не говоря уже о приемлемой цене, качестве и простоте обслуживания.
Хочу по делам летать. За 800 км. Аэродром там есть вроде. Деньги тоже есть.. Чего надо для этого?
На обычной Сессна-172 эти 800 км. вы будете лететь по хорошей погоде часа 4 -5. И не обязательно ваш полет будет проходить по прямой. Обратно столько же. Самостоятельно эти полеты вы сможете выполнять минимум через год от начала обучения. Если большую часть времени заниматься подготовкой. Если же вы купите нечто более серьезное, то пилотировать самостоятельно вы начнете через пару лет. Зато время полета сократится в 2 раза минимум. Но и денег придется выложить за убитый турбопроп 30-летнего возраста под 400К долларов. Причем сложности возникнут еще на этапе его реигстрации и получения СЛГ. Для начала. А в целом рассчитывайте сразу на собственного пилота, с которым вы будете учиться летать по правилам. За год наберетесь опыта и тогда уж..
Что до "деньги есть".
Эмпирическая формула проста. Либо вы рассчитываете на сумму от 500К долларов тут (минимум) и получаете в свое распоряжение некую адекватную замену рейсовым полетам. Да, в 2 раза медленнее, зато сами.. Где час, там и два с половиной, не страшно. 7-8 человек с собой, около 500 долларов за летный час (топливо, ресурс и пилот), аэродромы с нормальной полосой, топливо есть всегда, минимум по погоде - квалификация пилота - оборудование для приборных полетов имеется. Но по лужайкам на такой технике не полетать.
Либо вы рассчитывает на сумму до 200К долларов. И поршневые двигатели.. Тут диапазон велик, но летать на этой "технике" маршруты будет просто долго.. Вместо часа полета - 5 часов, вместо всепогодности - привязка к погоде и ограничениям, да еще и по высоте эшелонирования. Ведь выше 3500 лететь будет просто неудобно.. Да и нужные вам площадки для полетов попадаются не так уж и часто. Не говоря уже о топливе. Эта техника скорее для "катания выходного дня" на расстояния до 200-300 км и обратно. Чтобы не заправляться неизвестно чем где-то там под Ярославлем...

А сколько стоит купить самолет, привезти, растаможить, зарегистрировать и начать летать?
Покупка самолета за рубежом - не слишком сложная процедура. Точнее она сложна, но есть много людей и организаций, которые смогут помочь вам. А вот таможня.. Грубо, легализовать самолет, купленный "там" для полетов "тут" - добавляете к цене "там" ровно 50% стоимости. Это и таможня, и регистрация, и довоз и прочие мелкие детали. Но меньше 41,6% удается "добавить" только тем, кто везет самолет и двигатель раздельно и декларирует запчасти, а не готовый продукт.. У некоторых получается. Экономия около 10%. Надо учесть, что 42% - это цена для юридического лица. Цена таможни для физического лица - 30%. Те самые 10% тоже можно экономить, но это зависит уже от умения брокера работать. Самостоятельно преодолевать таможенные барьеры не рекомендуется по ряду причин - сразу потребуется брокер, причем имеющий опыт именно в таможенной очистке ВС. Цена брокерских услуг обычно составляет от 1% до 5% стоимости самолета до таможни. Однажды пользовался www.logisticsaero.ru . Без рекомендаций, просто навскидку. Еще вариант - www.cessna.spb.ru - там имеют опыт и покупки, и доставки и таможенной очистки. Ссылки даны исключительно рекомендательного характера, без гарантий.

Для уточнения, 30% ставка единого налога имеет под собой основание в виде:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 ноября 2003 г. N 718
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ЕДИНЫХ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

...
В отношении транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, а также автомобилей, единые ставки на которые установлены пунктом 11 настоящего Положения) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.09.2006 N 567)


И с 16 июля 2008 года пошлины на самолеты с массой от 15 до 20 тонн и количеством мест до 19 не существует (равна 0%). Только НДС. Льгота действует только 9 месяцев - самое время покупать себе небольшой бизнес-джет. :)


Хочу что-нибудь реактивное!?

Да ради бога. Только не надо покупать "за недорого" Як-40 с VIP-салоном.. За его цену вы можете запросто себе лет 10 чартер заказывать куда-угодно.. и еще останется.. В принципе, есть категория VLJ. От 1КК долларов и выше.. Только сильно старых VLJ нет - новая категория.. А можно найти старенький бизнес-джет с обновленным салоном.. В целом, турбопроп и "реактивный" (ну почти), и скорость приличная и вообще, практичен в использовании как с точки зрения топлива, так и с точки зрения цены, скорости, возможностей и прочая..

При покупке вскладчину Falcon'а к 10КК не забудьте набросить еще 5КК за таможню и прочая - не будете же вы выковыривать двигатели, а потом собирать их тут заново.. Впрочем, пошлины на самолеты взлетной массой от 15 до 20 тонн снижены до 10%, что, при добавлении НДС, составляет 29.8% от стоимости.

Во многих портах полно самолетов с иностранной регистрацией. Может, пойти этим путем и не платить таможне?

Тогда уж и летать придется где-угодно, кроме РФ. Максимум - до Москвы или Питера и обратно за рубеж.. Действующей легальной схемы полета борта с иностранной регистрацией по территории РФ НЕТ! И вряд ли будет в обозримом будущем. Подробнее - в FAQ по регистрации.

Я хочу купить двухмоторник (турбопроп, джет, транспортник, малый административный самолет), так вот тут пара вопросов...

Прежде, чем задавать эти вопросы - прочтите FAQ по регистрации самолета. Возможно (и скорее всего), что вы откажетесь от этой идеи изначально.

Я купил автожир (мотодельтаплан, парамотор) и хочу..

С этим - на форум СЛА , мотодельтапланеристов и так далее.. И подскажут больше, и покажут и научат..

А я уже купил автожир, а инструктор, который учил летать на нем разбился. Что теперь делать?

Если чувствуете, что не в состоянии решить эту проблему, мой совет - продавать автожир.

Так что же покупать?? Ну хоть направление поисков?

Для полетов в РФ - оптимален легкий самолет, работающий на автомобильном бензине - это нечто до 1500 кг с двигателем Continental (или другим авиационным двигателем, адаптированным для работы на автобензине), а также масса легких самолетов с Rotax в качестве двигателя, которые изначально рассчитаны на 95 бензин. Это позволит вам использовать короткие площадки (от 250-400 метров, коих большинство), не заморачиваться на наличие топлива на малых аэродромах, получать удовольствие от полетов в хорошую погоду с радиусом до 400-500 км (и более) на скорости 180-220 км.ч., не вкладывать много денег в данное занятие и получать опыт.

При наличии желания любой самолет-амфибия или самолет на поплавках существенно расширит область ваших полетов (пусть даже не вполне легальных).

Остальное - не может считаться пригодным для покупки "первого" самолета. А после "первого" - уже сами далее разберетесь.

Нет, хочу что-нибудь более солидное - ведь собираюсь и зимой летать, и в плохую погоду, и далеко, а для начала пилота найму вообще.

Выбирайте любой самолет, решите заранее вопрос с регистрацией и летайте. Если вы разберетесь с регистрацией, то уж вопросы с топливом для вас не будут непреодолимы. В конце концов 100LL можно купить небольшой партией в 6 тонн (30 бочек) и использовать понемногу. Только вот легкие самолеты в плохую погоду эксплуатировать нельзя - законодательно запрещено. Либо придется выбирать из чего-нибудь с сертификатом типа и с разрешением на приборные полеты.. Не знаю ни одного самолета, который удовлетворяем этим качествам.

А какая авионика должна быть в самолете - все эти GPS, спутниковые приемники погоды, сертификация для IFR, GNS, VOR, ILS и прочая?

Пожалуй, самое ценное - это стационарный GPS (но подойдет любой другой носимый) и автопилот. Остальное - не должно являться причиной принятия решения при покупке - правила сертификации разные, и то, что данный самолет сертифицирован для IFR в США никак не отразится на возможность его использования в РФ. Да и процедура получения разрешения на полеты в сложных метеоусловиях - отдельная тема. А спутниковый приемник погоды, GNS и прочая в РФ просто не работают.

2000 часов налета самолета - это много или мало? А что такое SNEW, SMOH и прочая?

На данном форуме можно найти обозначения данных аббревиатур. 2000 часов для планера самолета (и для двигателя) - это 100.000 км для автомашины и ее двигателя. Далее считайте сами. Другой вопрос, что машина с дважды прошедшим капремонт двигателем - вещь специфическая. Но это же можно сказать про самолет. Сомневаетесь - берите новый. При активном использовании 2000 часов вам хватит лет на 10 эксплуатации. Т.е. в среднем около 200 часов в год. И это - в лучшем случае. Чаще всего вы продадите свой первый самолет (вертолет) через 2-3 года и купите что-нибудь еще, сформировав себе собственное мнение. Любой самолет при покупке желательно осмотреть силами профессионалов. Не пытайтесь сделать это самостоятельно - есть особенности, которые вы не заметите или не обратите на них внимания.

Версия 1.04 , июль 2008
Последний раз редактировалось Jan 01 авг 2008, 11:20, всего редактировалось 7 раз.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5621
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Член АОПА-Россия: Да
Откуда: St. Petersburg

Сообщение Serega » 29 ноя 2007, 20:06

жжоте :D

alexka
SAONовец со стажем
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 23 июл 2007, 15:56
Член АОПА-Россия: Нет
Откуда: Munich

Сообщение alexka » 29 ноя 2007, 20:23

su27

:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

PILOT SI
Новичок
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 20:00
Член АОПА-Россия: Да

Re: FAQ для новичков. Часть II. Свой самолет - проблемы выбо

Сообщение PILOT SI » 28 ноя 2011, 13:37

Статья супер ! Очень информативно и интересно выдан материал.
Доцент с 20-летним стажем.

su_rovyi
Новичок
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 11 ноя 2013, 12:15
Член АОПА-Россия: Нет

Re: FAQ для новичков. Часть II. Свой самолет - проблемы выбо

Сообщение su_rovyi » 11 ноя 2013, 13:32

Подниму, а то долго искал Часть 2 =)


Вернуться в «Общие вопросы выбора и покупки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя