Выбор самолета для деловых полетов

Общие вопросы выбора и покупки самолетов. Как выбрать самолет? Какой самолет лучше для каких целей? Что нужно знать при выборе самолета?

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Выбор самолета для деловых полетов

#1 Сообщение vova_k » 08 июл 2010, 16:22

Хотя данный форум не сильно приветствует обсуждение деловой авиации, так как ориентирован на тех, кто летает для удовольствия, вопросы по выбору самолета для бизнеса все равно периодически появляются.

С учетом того, что иногда сложно провести четкую грань между АОН (в понимании форума) и деловой авиацией, принято решение написать небольшой FAQ по выбору самолета для деловых полетов. При этом обращаем внимание, что это сделано в порядке исключения, и если обсуждение будет сильно углубляться в коммерческие аспекты авиации, такие разговоры будут пресекаться.

Для начала, необходимо прочитать уже имеющиеся на сайте FAQ и схожие темы:

http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=841
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1877

Если будут задаваться вопросы, освещенные в вышеупомянутых темах, спрашивающие будут жестоко наказаны.

Теперь общие соображения. Как показывает практика, в большинстве случаев спрашивающий вообще не представляет, сколько стоит воздушное судно с параметрами, отвечающими его требованиям. Спрашиваешь о бюджете и в ответ слышишь – «Не важно, бабки есть !» Ну ладно, подсказываешь подходящую модель самолета, новый – 4 миллиона долларов, б/у – 2.5, тут же весь пафос слетает и следующий вопрос – «а что-то похожее за 300 тысяч евро найдется ?»

Соответственно, сначала по ценам на НОВЫЕ самолеты. Итак, 4-местный поршневой однодвигательный самолет стоит в районе 250 – 700 тысяч долларов. За эти деньги получите аппарат с комфортом автомобиля Лада (или даже хуже), скоростью 250 – 350 километров в час и дальностью полета от 500 км (при занятых четырех креслах и некотором количестве багажа) до 1500 км (при полных баках).

Особо хочу отметить полезную загрузку самолетов. То, что у какого-то самолета есть N кресел, вовсе не значит, что можно залить полные баки топлива, посадить в каждое кресло средних габаритов человека, бросить в багажник несколько чемоданов и двинуть куда-то по своим делам. Реально с полными баками от количества мест можно смело отнимать 2. Т.е. в четырехместный самолет с полными баками можно посадить только пару средних человек (включая пилота) без особого багажа. Если в самолете установлено дополнительное оборудование типа кондиционера, это еще сильнее ухудшает ситуацию. Соответственно, если нужно везти больше людей или груза, нужно заправлять меньше топлива, при этом дальность, естественно, падает.

Турбовинтовой однодвигательный Cessna Grand Caravan 208 будет стоить под 3 миллиона, поместится до 10 человек (с комфортностью маршрутки), улететь можно на 500 – 1500 км (в зависимости от загрузки) со скоростью слегка выше 300 км/ч.

Турбовинтовой самолет Pilatus PC12 (однодвигательный) или KingAir (двухдвигательный) обойдется в 4-6 миллионов долларов. За эти деньги вы получите самолет для 6 пассажиров (плюс 2 места летчиков), с герметичной кабиной и кондиционером, туалетом, возможностью передвигаться внутри салона (сильно согнувшись), дальностью около 2500 км и скоростью 500 км/ч.

Следующий этап – реактивный самолет (бизнес-джет). Цены начинаются от 5 миллионов, это будет совсем небольшой Cessna Mustang на 4 пассажиров, дальность полета около 2000 км, и до 500 миллионов. Если нужен самолет, который из Москвы сможет долететь до Нью-Йорка, то такой обойдется от 20 миллионов. Да, и не забудьте, что 5-10 процентов от стоимости самолета будет уходить ежегодно только на поддержание его в летном состоянии (тех обслуживание, страховка, ангар, пилоты и т.д.), не считая затрат на сами полеты.

С возрастом самолета его стоимость падает намного медленнее, чем в случае, скажем, с автомобилем. В принципе, самолеты до 10 лет вообще считаются практически новыми. Соответственно, сэкономить на покупке б/у можно, но либо экономия будет не очень существенная, либо самолет будет заметно старше 10 лет. В принципе, в этом ничего особо плохого нет (интерьер самолета можно сделать так, будет лучше нового, да и если самолет нормально обслуживался, то и с техническим состоянием проблем быть не должно), но существует маленький нюанс – если нужен самолет с российским сертификатом типа, то большинство старых самолетов отпадают, так как сертифицировались, в основном, только новые модификации.

Вообще, если говорить о б/у самолетах, то возможный разброс цен такой, что привести какие-то рамки почти невозможно (особенно если речь идет о самолетах старше 20 лет). Кроме того, там нужно внимательно смотреть остатки ресурсов, в зависимости от которых цена может плавать раза в два. Для совсем грубой оценки можно исходить из того, что самолет б/у в хорошем состоянии 10-20 летнего возраста можно купить раза в полтора-два дешевле, чем вышеприведенные цифры для новых самолетов. Еще раз - цифры очень приблизительные, и могут очень сильно плавать, но если предлагается вариант сильно дешевле - нужно быть очень осторожным, так как с б/у техникой есть очень много нюансов, иногда принципиально влияющих на саму возможность использования самолета для любых полетов.

Если же порядок цен не испугал, то следующим шагом нужно самому себе ответить на ряд вопросов:

1. Сколько человек максимум должно помещаться ?
2. На какое расстояние нужно летать с максимальной загрузкой ?
3. Есть ли максимальное расстояние, на которое нужно летать, пускай даже с минимумом загрузки ?
4. На какие полосы нужно будет садиться (бетон, грунт) ?
5. География полетов (как с точки зрения погоды, так и с точки зрения законодательства) ?
6. Насколько важна всепогодность самолета (устроят ли полеты только в нормальную погоду, или нужно будет летать в облаках, обледенении и т.д.) ?
7. Требуемый уровень комфорта (герметичная кабина, наличие кондиционера и т.д.) ?
8. Тип и количество двигателей (очень часто это чисто психологический фактор, так как просто наличие второго двигателя далеко не всегда дает какие-то преимущества с точки зрения безопасности. Также это влияет на используемый тип топлива) ?

Скорее всего, вписаться в имеющийся бюджет и удовлетворить все требования идеально не получится, поэтому заранее нужно расставить приоритеты - что абсолютно необходимо, а что желательно.

Для улучшения читаемости, при наличии исправлений/дополнений от участников форума, я эти исправления буду помещать прямо внутрь текста без указания вашего авторства, так что извините…

Продолжение следует…

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Выбор самолета для деловых полетов

#2 Сообщение su27 » 08 июл 2010, 16:54

Действиетльно похоже назрела.
Ко мне тоже асто обращаются с таким вопросом

vova_k писал(а): Т.е. в четырехместный самолет с полными баками можно посадить только пару средних человек включая пилота без особого багажа.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Выбор самолета для деловых полетов

#3 Сообщение vova_k » 09 июл 2010, 17:04

Очередное дополнение...

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Re: Выбор самолета для деловых полетов

#4 Сообщение su27 » 09 июл 2010, 17:27

Также можно расссмотреть Л-410 и Ан-28 (от 150.000 $, около 0,5 млн $ за 20 летний с СЛГ).
Эти двухмоторные турбовинтовые самолеты достаточно распространены на территоррии постСССР, что облегчает их поиск, обслуживание и т.п.
Но экономику в любом случае надо просчитывать.
Вовсе необязательно, что более дешевый самолет, обойдется в эксплуатации, поддержании летной годности дешевле, чем самолет подороже.

Ткаже необходимо понимать, что можно приобрести старое ВС, не имеющее сертификата типа в Росссии и попытаться зарегистрировать его как ЕЭВС (это даст возможность снизить расходы на поддержание летной годности), но этот путь негарантирован и является достаточно шатким.
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Выбор самолета для деловых полетов

#5 Сообщение zenon » 10 июл 2010, 23:01

Еще одним из важных вопросов, на которые должен ответить себе покупатель при выборе воздушного судна - число членов экипажа. Ряд ВС сертифицирован на одного члена экипажа (SP - single pilot) и это дает преимущества в плане гибкости использования и существенно влияет на стоимость эксплуатации. Ибо, даже если владелец ВС сам пилот, но его самолет сертифицирован на двухчленный экипаж, он должен будет включить в свою экономику расходы на ко-пайлота. Причем, этот человек либо заранее должен иметь допуск на данный тип ВС, либо его надо будет переучивать за свой счет. Взяв такого человека в штат можно иметь относительную свободу в принятии решения на вылет, но это не дешево. А если пользоваться услугами "друга" (т.е. от случая к случаю), это может сильно отразиться на оперативности принятия решений по датам. Одним словом, следует не упускать данный момент из виду.

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Выбор самолета для деловых полетов

#6 Сообщение vova_k » 11 июл 2010, 09:52

Не думаю, что необходимость второго пилота является реальной проблемой. Единственный самолет, которого это может касаться - Л410, все остальное - либо один пилот, либо довольно большой бизнес-джет, на фоне стоимости которого расходы на доп пилота не сильно принципиальны (да и я уже упомянул их в тех 5 - 10% в год).

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы выбора и покупки»