THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#166 Сообщение pilotatotale » 26 май 2015, 21:29

Скоро Миша допишет рассказ, там обязательно будет ответ

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#167 Сообщение rubaga » 03 июн 2015, 01:45

Спасибо! Извините забегался и не успел выложить. Я тоже жду от Миши окончания рассказа. Приятно с помощью Миши все это еще раз переживать

Аватара пользователя
ekaterina.pak
SAONовец со стажем
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 05 дек 2013, 10:54
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#168 Сообщение ekaterina.pak » 03 июн 2015, 23:42

(Во времена моего беспокойного отрочества то, что я сейчас сделаю, считалось социальной нормой)

ОБРАЩЕНИЕ В ПАРТКОМ, МЕСТКОМ И ПРОФКОМ

ВЕРНИТЕ НАМ МИШУ!

Уважаемый партком (и все остальные -комы)!

Вертолетная семья - ячейка общества - под угрозой! Misha больше не приходит к нам по вечерам, не берет в руки планшет, не пишет ничего. Абсолютно совсем ничего.

Дети (=неопытные вертолетчики) ничему не учатся и вот-вот отобьются от рук.

Близкие родственники (=опытные вертолетчики) находятся в информационном вакууме и теряют ориентиры.

Авиационная общественность, призванная стоять на страже интересов, обязана вмешаться и вернуть нам (и себе!) Mish'у.

Подпись: Аноним.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#169 Сообщение Misha » 06 июн 2015, 14:19

Извините, товарищи - давно вообще не заглядывал на саон :-( Все какие-то мелкие заботы... ТОРЖЕСТВЕННО ОБЕЩАЮ И КЛЯНУСЬ! ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#170 Сообщение Misha » 16 июн 2015, 13:07

Misha писал(а): Почему-то нам это так понравилось, что мы единодушно решили устроить назавтра день отдыха ;-)

Так принималось это непростое решение...
IMG_1338_2.jpg
После непозволительно длинной паузы продолжу, немного осталось...

Решив никуда не лететь 13 апреля (хоть это была и не пятница), мы наслаждались на Шпицбергене комфортом, который, как известно, начинаешь ценить после того, как некоторое время побудешь в более суровых условиях... Например, я в этот день принял горячую ванну трижды :-) Гостиница оказалась хороша, да и городок Лонгийер вполне симпатичен. На следующий день мы с утра съездили на аэродром, заправили свои борта и подготовили их к завтрашнему перелету. У нас еще был должок перед пилотами "АрктикУгля" - надо было отдать. Тут очень вовремя этот экипаж на своем борту оказался тоже на аэродроме, они встречали пассажиров из России, чтобы доставить их в русский поселок Баренцбург. "Должок" лежал у нас с Кириллом в салоне, поэтому мы с удовольствием его и вручили. Среди пассажиров оказался гендиректор "АрктикУгля", который, собственно, и разрешил этот полет с нашим топливом на дрейфующие льды. Мы зашли в салон, и я сказал зажигательную речь о том, что мы думаем и чувствуем. Экипажу моя пламенная филиппика понравилась, пожалуй, даже больше, чем "должок", да и директор был доволен и даже несколько смущен - там же еще зрители присутствовали. А доброе слово не только кошке приятно ;-) В общем, директор широким жестом пригласил нас на борт и далее - в гости в Баренцбург, но мы с благодарностью отказались...

У нас были несколько иные планы. Надо сказать, Баренцбург находится в 35 км от Лонгийера, но никакой дороги туда нет. Добраться можно либо на снегоходе - либо по воздуху. Накануне мы запросили у местных властей разрешение на локальный полет в Баренцбург и обратно, но нам отказали. Как я, по-моему, уже говорил, шпицбергенские власти очень трепетно относятся к полетам чужаков над их архипелагом... Кирилл связался с фирмой по прокату снегоходов, ему там сообщили, что дорога в один конец займет не менее трех часов. В общем, вернувшись в гостиницу, мы решили, что "за семь верст киселя хлебать" нам нет никакого резона. Остаток этого дня мы решили провести каждый по-своему: Кирилл, Женя и, по-моему, Игорь (вот, уже детали забыл - но товарищи меня дополнят и поправят) решили прокатиться с обзорной экскурсией на снегоходах. Остальные отдыхали пешком, сидя и даже лежа... и даже посетили баню в отеле...

В отеле...
IMG_1409.jpg
Еще мы с Кириллом с большим интересом сходили в местный Музей Арктики, расположенный в одном здании с институтом Арктики (да-да, на этом краю Света есть даже свой ВУЗ!).

Один из залов музея
IMG_1069_2.jpg
Вообще, история освоения Шпицбергена показалась нам очень интересной, и в музее собрано немало артефактов. Особенно я охренел от условий труда шахтеров, добывавших уголь на этом краю Земли. Вот, картинка не очень удачная получилась, но уж какая есть...
IMG_1070_2.jpg
IMG_1408.jpg
На главной улице Лонгийера пара монументов в честь нелегкого шахтерского труда
IMG_1336_3.jpg
IMG_1337_2.jpg

Вот что говорит об истории архипелага Википедия:

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI век на Шпицбергене существовали поселения поморов. Однако первооткрывателем архипелага считается голландец Виллем Баренц, который первым сделал "бесспорное" открытие Шпицбергена в 1596 году. Впервые он высадился на Медвежьем острове 10 июня 1596 года. На Северо-западе Шпицбергена он высадился 17 июля. В 1607 году архипелаг Шпицберген обследовал Генри Гудзон.

После получения сведений о «большом сборище китов» в 1610 году от Английской экспедиции под руководством Йонаса Пула, в 1611 году на Шпицбереген из Англии была послана первая китобойная экспедиция. В 1612 году были также посланы первые голландская и баскская экспедиции. Затем в 1613 году французская и в 1617 году датская экспедиции. Частично поселки были построены на берегу, в основном на западном побережье Шпицбергена, особенно на его северо-западной оконечности, другие были созданы на юго-востоке. В них началась охота на китов. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. В 1630-х годах началась ловля китов в открытом море. В XVII и XVIII веках остров использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Однако уже к 1670 году от последнего из посёлков отказались, поскольку к этому моменту изменились способы ловли китов.

Китобойный промысел у Шпицбергена возобновился в первые десятилетия XIX века, когда доминирующее положение заняли голландцы и немцы, после чего оно плавно перешло в руки англичан. Бельгийские, норвежские и шведские китобои также направлялись на Шпицберген в течение этого периода.

В 1707 году голландский китобой Корнелис Гальс сделал первый полный обход вокруг островов. Так как китобои, русские и норвежские охотники, путешественники и ученые в основном оставались в прибрежных районах острова, внутренняя его часть оставалась неизвестной до 1890-х годов, когда Martin Conway и группа ученых совершили первый переход через Шпицберген. В июне-июле 1896 года его партия прошла от Adventfjorden к Agardhfjorden на восточном побережье Шпицбергена.

Зимой 1872—1873 годов на острове умерло семнадцать охотников на тюленей.

В начале XX века американская, британская, шведская, русская и норвежская компании начали добычу полезных ископаемых на архипелаге. Первой уголь в промышленных масштабах добыла американская компания инженера-предпринимателя Джона Манро Лонгйира (англ. John Munroe Longyear, 1850—1922), который основал город Лонгйир на Западном берегу Шпицберген.

Поскольку Норвегия ещё в 1820-x годах заявила права на остров, за ней 9 февраля 1920 года в Париже Шпицбергенским трактатом был признан суверенитет Шпицбергена. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Договор ограничивал военное использование Шпицбергена, а также подтверждал право на сохранение поселений. Пять лет спустя, в 1925 году Норвегия официально объявила Шпицберген частью норвежского королевства. Некоторые историки утверждают, что Норвегия получила суверенитет над островом в качестве компенсации за потери своего торгового флота во время Первой мировой войны, когда норвежский торговый флот играл важную роль в поставках в Великобританию. СССР присоединился к Шпицбергенскому трактату в 1935 году, но уже с 1932 года советский трест «Арктикуголь» вёл добычу угля на острове.

В межвоенные годы с архипелага осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена — Эллсворта — Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».
Вообще, Лонгийер удивил нас своим уютом и опрятностью: ни одного признака какой-нибудь разрухи или беспорядка мы не увидели. Все городские службы функционируют нормально: торговля, общепит, почта, транспорт. Никакого мусора - на улицах я не увидел ни одной бумажки или окурка. И это несмотря на обилие приезжих и суровый климат! Везде есть урны и пепельницы на стенах общественных зданий. На Шпицбергене есть одна особенность: они соблюдают местную традицию снимать обувь при входе в жилое помещение (включая гостиницы) и призывают к этому гостей: в прихожих устроены стеллажи по стенам с ячейками для уличной обуви и в достаточном количестве лежат резиновые тапочки. Впрочем, многие туристы ходят по гостинице просто в носках. К сожалению, не все туристы соблюдают это правило (и вовсе не все они - наши соотечественники, это вопреки стереотипу, что только мы можем хамить). О соблюдении чистоты вне города, надеюсь, расскажет pilotatotale ;-)

Улочки Лонгийера:
IMG_1000_2.jpg
IMG_1002_2.jpg
Еще нас удивил особый международный статус Шпицбергена: как выяснилось, для посещения архипелага и даже для работы там не нужна никакая виза или особое разрешение. Нас возил водитель такси, который живет там уже 18 лет. Сначала он два года отработал на шахте "АрктикУгля" механиком, а потом остался и работает в такси. С нашим российским паспортом, без всякого вида на жительство. В Лонгийере население составляет около 2.5 тысячи человек, при этом в городе примерно 4 тыс. снегоходов - это в основном в расчете на многочисленных туристов со всей планеты. Владелец одной из снегоходопрокатных фирм оказался итальянцем, живущим там уже 12 лет и только на зимние месяцы уезжающим на свою солнечную родину...

В общем, день 13 апреля мы провели интересно и расслабленно и даже посидели в "самом северном баре на Земле"... Назавтра нам предстоял последний бросок через открытую воду, к Большой Земле...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#171 Сообщение pilotatotale » 16 июн 2015, 16:26

Отвлеку уважаемого читателя несколькими фактами:
1. На снегоходную экскурсию записался не 12345, а Дмитрий Ракитский
2. Итальянец-хозяин проката снегоходов, сам родом из Милана, проживает на Шпицбергене уже 28 лет. Зимой он никуда в Италию не отправляется, а на вопрос, что же он делает, честно ответил "Ничего не делаю, дом строю". На прямой вопрос зачем было менять миланскую близость к Тирренскому морю на лонгйирскую близость к Гренландскому морю и Гольфстриму, внятного ответа дано не было.
3. Наш проводник-экскурсовод в снегоходной поездке по Шпицбергену оказался финном из Лапландии. Он был очень удивлен, что мы умеем ездить на снегоходах со скоростью 70 км/ч (быстрее нельзя по местным правилам "дорожного движения"). С такой скоростью, сообразил он, мы бы доехали до Баренцбурга не за 3 часа, конечно же. Но ему категорически не хотелось возвращаться в Лонгйир поздно вечером, хотя стоял полярный день. Поэтому он повез нас осматривать красоты в противоположную от Баренцбурга сторону. У первого же фьорда (Sassenfjorden) мы сделали привал, я покурил и как ни в чем не бывало бросил окурок на снег. Лапландец ничего не говоря достал из кармана полиэтиленовый пакет, взял им окурок и, тщательно завернув пакет, спрятал в куртку. Единственное, что он сообщил - "Мы бережем свою природу".
Через час езды по совершенно пустынной, безлюдной и однообразной местности мы сделали следующий привал. Гид-экскурсовод достал термосы с чаем, кофе, шоколад и прочие припасы, угостил нас и принялся пить чай сам. А я опять закурил, но окурок уже выбрасывать не стал, а аккуратно приготовил. Лапландец достал другой (!) полиэтиленовый пакет и положил в него второй окурок. Больше я курить не решался.

ANS
SAONовец со стажем
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 28 май 2010, 06:23
Member of AOPA: No

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#172 Сообщение ANS » 16 июн 2015, 20:55

pilotatotale писал(а):Лапландец достал другой (!) полиэтиленовый пакет и положил в него второй окурок.
Вещдоки собирал? :mrgreen:

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#173 Сообщение Misha » 16 июн 2015, 21:07

ANS писал(а):
pilotatotale писал(а):Лапландец достал другой (!) полиэтиленовый пакет и положил в него второй окурок.
Вещдоки собирал? :mrgreen:
Мы предположили, ему за каждый пакет с мусором отдельно доплачивают...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#174 Сообщение rubaga » 17 июн 2015, 00:47

ANS писал(а):
pilotatotale писал(а):Лапландец достал другой (!) полиэтиленовый пакет и положил в него второй окурок.
Вещдоки собирал? :mrgreen:
Видимо не без этого

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#175 Сообщение Misha » 24 июн 2015, 10:29

Утром 14 апреля мы были готовы к вылету. Английский борт с Борисом и Кью собирался вставать на свой маршрут из Хаммерфеста, а мы - на свой, но из Лонгийера все пять машин должны были уходить группой, это было непременным условием авиационных властей. Вертолеты накануне были заправлены, мы вышли из номеров в спасательных костюмах (окружающие посматривали на нас с некоторым удивлением) и на двух таксомоторах приехали в аэропорт. Взлетели группой, как вдруг Кью еще до первого разворота доложил о посадке по технической причине. Мы встали в круг в ожидании - что там у них случилось? Через пару минут Кью доложил взлет и по радио сказал нам, что у них болтался и стучал по фюзеляжу ремень безопасности с заднего сиденья :-)

Мы все облегченно выдохнули и взяли курс на Большую Землю... Примерно в середине пути между Шпицбергеном и материком находится маленький остров Медвежий, там живут какие-то гидрологи-метеорологи. Конечно, на обратном пути мы решили там подсесть и "отметиться" - теперь раздражение губернатора Шпицбергена нам было уже не страшно, да и по дороге на Север мы с воздуха увидели, где расположен поселок, а где - никого нет. Только экипаж Лелековых проявил стойкость и садиться отказался потому, что они сочли это неприличным: раз запрещено - значит запрещено. Я лично Володю зауважал за это - но сам подсел и с удовольствием размялся после пары часов полета над ледяной водой. Володя с Сашей полетели потихоньку вперед.

Остров Медвежий...
IMG_1781_2.jpg
IMG_1220_2.jpg
После взлета четырех бортов с Медвежьего мы стали вызывать Лелековых по радио, чтобы встретиться опять на ЛЗП - их борт молчал. Так продолжалось несколько минут - никаких признаков вертолета ни в эфире, ни визуально. Мы успели здорово встревожиться, но тут связь появилась - видимо, утес экранировал. На этом участке маршрута я предложил сделать небольшой крючок к Востоку и пролететь над Нордкаппом (от Нордкаппа до Хаммерфеста всего 50 миль). Из нас десятерых лишь четверо там еще не были, поэтому мнения разделились: идти/не идти на Нордкапп. В конце концов решили оставить Нордкапп на будущее и опять взяли курс на Хаммерфест.

Большая Земля! Фьорды...
DSC_5129.jpg
На Хаммерфест заходили красиво, строем из пяти бортов. Сняли на хрен спасательные костюмы, заправились, попили кофе, попрощались с английским экипажем и четырьмя бортами пошли на Юг, на Куопио.

Заход на Хаммерфест...
DSC08739.jpg
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#176 Сообщение rubaga » 01 июл 2015, 09:59

Приближаемся к окончанию. Неужели удастся завершить отчет в данной ветке? Не верится даже!!! Миша! Не останавливайся. Мы же в полете, а топливо не безгранично. Надо до Куопио долететь

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#177 Сообщение Misha » 20 июл 2015, 11:17

Misha писал(а): На Хаммерфест заходили красиво, строем из пяти бортов. Сняли на хрен спасательные костюмы, заправились, попили кофе, попрощались с английским экипажем и четырьмя бортами пошли на Юг, на Куопио.
Ну все, завершаю... Как ни велико было желание расслабиться в Хаммерфесте, пожрать напоследок крабов и вообще - устроить прощальный ужин, мы сурово решили двигать ближе к дому. И так уже на три дня из графика выбились. Сердечно попрощались с русско-британским экипажем Zimin/Smith, поблагодарили местных ребят за гостеприимство и двинули. Цель на сегодня - Куопио, на завтра - родные Буньки. Примерно через час-полтора полета погода нас баловать перестала. Совсем. А тут еще и стемнело довольно быстро. В общем, добрались мы до Куопио, благо - там полоса освещенная, и по очереди с интервалом в 2-3 км зашли на посадку, ни о каком заходе строем речи не было, конечно.

Вот так погода начинала ухудшаться... Дальше не снимал - не до этого было
DSC_5137.jpg
Устроились во вполне приличной гостинице в центре городка уже ближе к 23-00 местного. Понятно, что жрать было нечего и негде - нашли чудом открытую пиццерию через площадь, где и разбирали полеты довольно долго. Спиртного там не подавали, но у нас оказалась бутылочка виски, побывавшая на трех Северных полюсах. Дебаты о ее судьбе: стать ли ей экспонатом в музее клуба или выполнить свое предназначение "здесь и сейчас" оказались, возможно, самыми краткими в истории: все проголосовали без размышлений и единогласно. Даже не буду говорить, какое решение было принято столь стремительно, но пытливый читатель может проверить наличие/отсутствие такой бутылочки в нашем клубе ;-)

О напряженности дня можно судить по участи этой бутылки - например, у нас в клубе есть бутылка "Белуги", совершившая:
- перелет вокруг Европы в 2012 г.
- перелет из Москвы и обратно в Италию на концерты "Депеш Мод" в июле 2013
- перелет вокруг света в августе-сентябре 2013
- перелет "Туда и Обратно" (в Новую Зеландию) в 2014 -
И ОНА ДО СИХ ПОР НЕ ВЫПИТА ;-)

Полночный разбор полетов...
IMG_1340_2.jpg
Полеты разбирали долго, я вышел покурить и прогуляться по центру минут на тридцать, услышал, как часы на ратуше бьют полночь, вернулся - а попытки "алгеброй гармонию поверить" все не прекращались... Наконец, мы разошлись по своим нумерам, назначив встречу на 0800 местного в лобби. К этому времени вышли только трое - но особого смысла вставать в такую рань и не было: небо лежало на крышах. Плотно так лежало... Потом еще и крупный мохнатый снег пошел...
IMG_1427.jpg
Часам к десяти небо начало слегка приподниматься. METAR'ы аэродромов и присланные ЛОДОШНИКОМ картинки говорили, что в районе Куопио километров на 50 все плохо, а потом получше, но на полпути к Москве опять небольшое ухудшение. Мы рассматривали вариант перепрыгнуть в Пулково, там пройти границу-таможню и уже не спеша ехать домой, подсаживаясь по необходимости (в международном полете такого права мы не имеем). Но, судя по прогнозам (спасибо capix'у за его приложение Meteocenter!) и по картинкам от ЛОДОШНИКА, погода должна была улучшаться, поэтому ближе к полудню мы все же решили стартовать на Шереметьево. Поскольку в экипаже Лелековых были одновременно и отец, и сын, они не рискнули лететь в условиях... м-м-м-м... неочевидности, скажем так. Три оставшихся экипажа решили лететь и принимать решение о продолжении полета уже в воздухе, по обстановке. В итоге выяснилось, что правильно решили - за всю дорогу до дома не было ни одной секунды СМУ. Володя Лелеков пригнал свой борт в Москву через пару дней.

Перед вылетом из Куопио...
IMG_1783_2.jpg
На пути домой - на фоне снежного заряда. Грибной снег практически ;-)
IMG_1440.jpg
IMG_1433.jpg
IMG_1443.jpg
Так удачно завершилась эта совсем не рядовая экспедиция к трем Северным полюсам нашей планеты.

Некоторые личные впечатления - следующим постом.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
pilotatotale
Гуру
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
Member of AOPA: Yes

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#178 Сообщение pilotatotale » 20 июл 2015, 18:39

Эта знаменитая бутылка "Белуги" и на всех трех северных полюсах побывала. И благополучно вернулась в музей в Буньках

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#179 Сообщение Misha » 22 июл 2015, 11:13

Итак, подведу некоторые итоги и поделюсь собственными ощущениями.

1. Несмотря на масштабность затеи, по-прежнему твердо убежден: оптимальное количество бортов для такого рода перелетов - ДВА, по два пилота на каждом. Гораздо проще договариваться как в процессе подготовки, так и в самом перелете. А тут у нас, конечно, возникали некоторые разногласия и нестыковки - которые мы, впрочем, успешно преодолели.

2. В первый раз после такого перелета у меня не осталось вопросов, кто сколько потратил денег и кто кому сколько должен. Женя Кабанов нашел и успешно внедрил замечательное приложение SplitWise - каждый заносит в свой телефон/айПад/компутер свои расходы и отмечает тех, кого они касаются. Программа раскидывает их поровну между причастными. То же самое - с взносами. Понятно, что некоторые расходы кто-то не учитывал (например, заплатил за такси за четверых), но это уже дело добровольное: не внес в программу - не получил долю назад. В общем, эта программа меня приятно удивила. Здесь скажу, что Женя еще и взял на себя совершенно неблагодарную роль казначея и, собственно, был главным оператором этой программы и держателем "Полярного Фонда", за что ему отдельное спасибо.

3. Я немало полетал на длинные дистанции до этого, но впервые увидел такую тщательную подготовку. Иногда мне казалось, что она излишне тщательна - но в целом я бы сделал это эталоном. Главную скрипку здесь опять сыграл pilotatotale: он организовал на Google Drive специальный раздел, где в соответствующих папках находились все документы (личные документы экипажей, документы на борты и т.п.), отправленные запросы, полученные разрешения - абсолютно доступно для всех и в любое время. Например, когда в Шереметьево потребовали наши пилотские и еще что-то, Женя просто загрузил сканы документов и отправил их почтой. Еще Евгений организовал и предоплатил топливо в Норвегии и Финляндии, сборы в Шереметьево и т.п. Вообще, обязанности мы постарались распределить более-менее равномерно, и каждый периодически отчитывался о достигнутых результатах.

4. О технической подготовке бортов я уже рассказывал, тут ведущие роли играли Игорь Рудой и наш инженер Михалыч. Понадобилось не всё - например, затенители на масляные радиаторы двигателя и трансмиссии мы ни разу не применили (ниже -27С температура воздуха не опускалась). Впрочем эти рамки в дальнейшей эксплуатации не мешают и еще могут пригодиться...
IMG_1144.jpg
Что касается перераспределителей потоков горячего воздуха от печки, то тут у нас мнения разделились: эти щитки с перфорацией вращаются вокруг продольной оси для регулировки потоков. Понятно, что количество теплого воздуха, идущего на блистер, уменьшается - и на блистере появляется изморозь. Я со своей стороны приноровился, изморозь была незначительной и обзору мешала не сильно - зато в ноги шел теплый воздух. Кто-то из ребят снял эти дефлекторы вообще. В общем, не распробовали до конца, похоже. Думаю, надо делать их не на всю длину выхлопа печки
IMG_1141.jpg
5. Володя Лелеков оказался виртуозом в выборе снаряжения для спасания и выживания. Благодаря ему у нас на Барнео оказалась даже большая шпуля ниток и сапожная игла (кто бы мог предположить???). Но вот лучшие американские примусы с каким-то "горным газом" на открытом воздухе при минус 26С гореть не хотели ни хрена. Впрочем, я свой примус на керосине тоже разжечь не смог - надо было попробовать сухой спирт для разогрева. Турбо-зажигалка - не выход, к тому же, она должна храниться в теплом кармане. Кью оказался настырнее и свой примус на керосине однажды все-таки разжег. По поводу обуви: я надевал купленные два года назад ботинки Baffin с индексом температуры минус 70С. Если в первый полет на Полюс эти ботинки меня согревали нормально при ходьбе, и ноги мерзли только без движения в кокпите вертолета - то в этот раз мне бывало прохладно даже в движении. То ли я постарел - то ли ботинки износились :-) Спасают химические самогреющие стельки. У меня были с прошлого перелета, а ребята купили свежие - так вот, мои не работали ни хрена. То ли срок годности кончился, то ли импортные оказались качественнее... На ботинки, купленные остальными полярниками (тот же Baffin, только с температурным индексом минус 100С) жалоб, кажется, не было - но они ОЧЕНЬ громоздкие. Впрочем, на педалях ноги поместились у всех.

6. Пару слов о связи. На трех бортах были установлены купленные накануне перелета новые аппараты "Iridium Go". Мне эта коробочка очень понравилась, она хороша именно для пилотов (ну для яхтсменов, наверное, тоже). В общем, крепится она на приборку, по WiFi соединяется с айФоном (берет метров на сто, наверное), а сам айФон, в свою очередь, соединяется с гарнитурой по Bluetooth. ОЧЕНЬ удобно по сравнению с классической трубкой. В то же время, при морозе около минус 25С мы все обнаружили, что айФон на открытом воздухе умирает меньше чем за минуту. Просто выключается - и все. Спасает отогревание - но на такое же короткое время. И это происходило со всеми айФонами. Вот странно: в наших широтах тоже бывают такие морозы - но прежде я не слышал ни о чем подобном и сам не испытывал. Может, это - особенность айФон-6? Ну, про трекеры от DeLorme писать нечего - кроме того, что у них карта заканчивается где-то на 85-й параллели. Не просто картинки там нет - нет возможности даже двинуть мышку дальше на Север, чтобы посмотреть точки трека.

7. Наконец, самое (для меня) интересное. Надеюсь, все смотрели фильм "В бой идут одни "старики". Так вот, там один из героев, блондин такой, на гармони играл - вдруг начал бояться боевых вылетов. Вот ни с того, ни сего, кажется. И потом Маэстро взял его ведомым и симулировал отказ пушки. И тот блондин вдруг "вылечился". Честно скажу, я всегда думал, это - какой-то режиссерский фортель, типа чтоб интриги добавить. Однако, точно такая же хрень случилась со мной :shock:
Я летал самостоятельно аж семь зим, садился на снег и лед в разных условиях, в том числе в очень хреновой видимости и в темноте - и никаких проблем не было, делал это совершенно уверенно. И вдруг в этом перелете (после пары совершенно нормальных посадок на снег в Финляндии, кстати) на подходе к заправке на льдине (после вылета из Шпицбергена) я слегка не рассчитал заход и промахнулся: подошел к бочкам слишком быстро. Ушел на второй круг - и вот тут началось... Я почему-то занервничал, хотя меня никто не подгонял и не мешал. В общем, зашел совершенно бездарно и посадил машину довольно жестко. Да, погода была пасмурной - но на мне были желтые очки (я и без очков такие посадки выполнял многократно). Сначала я начал грешить на свое зрение... Каждую следующую посадку я выполнял все хуже, на заходе у меня начиналось что-то, похожее на панику. Я понимал, что захожу хреново, но как начинающий курсант старался быстрее с этим покончить и хоть как-нибудь посадить борт. "Хоть как-нибудь" и получалось "хоть как-нибудь", т.е. близко к грани... На следующий день я совсем хреново сел на Северный полюс. Бедный Кирилл не на шутку тревожился - и я его понимал. Из всех участников только Дима Ракитский, похоже, понял, что происходит. На Северном полюсе он выполнил заходов пять с Кириллом (у него все отлично получалось) и потом пару заходов со мной. У меня тоже получилось, но неуверенность все равно осталась. Все следующие посадки выполнял Кирилл, а я играл роль инструктора: подсказывал ему и был готов поправить - так мне было совершенно комфортно, и я видел все ошибки и неточности. Впрочем, Кирилл и так хорошо справлялся. И только на обратном пути я сначала посадил борт на лед в солнечную погоду, а потом - на место дозаправки у бочек в пасмурную. Сам. Совершенно нормально и без проблем. Вот что это было? Да хрен его знает - но, оказывается, такое случается не только в кино. И зрение мое здесь совершенно ни при чем - тут что-то с психологией, я думаю. В общем, не сразу решил, что об этом надо писать - но потом подумал: вдруг у кого-то еще подобное случится? Имейте ввиду ;-)

Доклад закончил :mrgreen:
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

THREE NORTH POLES. Три Северных Полюса.

#180 Сообщение Алексей 2 » 22 июл 2015, 14:43

. ..... В то же время, при морозе около минус 25С мы все обнаружили, что айФон на открытом воздухе умирает меньше чем за минуту. Просто выключается - и все. Спасает отогревание - но на такое же короткое время. И это происходило со всеми айФонами. Вот странно: в наших широтах тоже бывают такие морозы - но прежде я не слышал ни о чем подобном и сам не испытывал. Может, это - особенность айФон-6?.....
И айфоны и айпады не любят даже маленьких отрицательных температур. Пишет про перегрев и отрубается. А тут -25!
Очень интересно и поучительно. Спасибо, Миша.

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»