Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Ну вот - положили в больничку залечивать полученные в перелете раны. Тут я отчетец и дописал, кажется...
В начале сентября 2012 года мне стало известно, что из Москвы необходимо перегнать вертолет Robinson R44 заказчику. И мне руководством компании «Авиамаркет» было предложено принять участие в перегоне. Рядовое, казалось бы, событие – если бы не пункт назначения… Вертолет предстояло перегнать из Москвы на Сахалин! Через всю нашу страну. Естественно, я с радостью согласился – тем более, что лететь предстояло вместе с Дмитрием Ракитским, у которого я уже давно и с удовольствием учусь разным премудростям летного дела.
Тут же родилась идея использовать этот перелет для попытки установить мировой рекорд скорости на маршруте. Я прикинул точки заправок и ночевок и решил, что мы можем уложиться в четыре дня. Особую сложность в нашей стране представляют заправки авиационным бензином, однако этот вопрос удалось решить достаточно легко. Во-первых, мы брали с собой дополнительный бак емкостью 240 литров (который позволял нам лететь без дозаправки почти 7 часов), а во-вторых – благодаря прежним перелетам, конференциям АОН и интернету у меня оказалось достаточно много знакомых авиаторов по всей стране. Плюс, конечно, вертолетчики, которых в свое время обучил Авиамаркет – они тоже летают не только в Московской области.
Мы с Димой начали готовиться к перелету. Собственно, вся подготовка свелась к облету борта после его сборки в Авиамаркете, установке дополнительного бака и гирополукомпаса. Все лишнее (чехлы, швартовки лопастей, колеса и т.п.) было отправлено на Сахалин багажом. К сожалению, световой день стремительно сокращался (ежедневно примерно на 10 минут), а вылететь мы все не могли – Почта России потеряла документы на вертолет, и пришлось их восстанавливать. В итоге мы смогли стартовать лишь 22 сентября, почти на две недели позже запланированного.
Вылетали из Москвы в пять часов утра местного времени, за два часа до рассвета – чтобы успеть к месту ночлега в светлое время суток. Погода была хорошей, после схода с МКАДа на Восток мы пробили тонкий слой облаков и набрали примерно 2,000 метров в поисках попутного ветра посильнее. Ближе к Владимиру мы уже летели в светлеющем небе, навстречу Солнцу. Вообще, надо отметить, из-за того, что мы шли на Восток, в наших сутках было не 24, а 22 часа – и полетное время приходилось восстанавливать за счет сна, ибо больше его взять было просто неоткуда. Ну и экономили на заправках, естественно – для этого я еще перед перелетом по телефону договорился с товарищами на всех промежуточных пунктах о том, что заправщик должен ждать нас, а не наоборот.
В Казань на аэродром Куркачи мы пришли примерно на полчаса раньше расчетного времени, быстро заправились в дружественной авиакомпании КАП (Казанское авиапредприятие) и взлетели дальше, радуясь собственной скорости. Но не тут-то было – диспетчер района потребовал от нас вернуться на аэродром, поскольку мы взлетели на 30 минут раньше времени, указанного в плане полета. В эфире и в небе было совершенно пусто, мы летели одни, никому помешать не могли бы даже при желании – и нам до сих пор непонятно, из каких соображений диспетчер предъявил такое требование. Однако диспетчер был непреклонен, и мы вынуждены были сесть на 20 долгих минут в поле примерно в 25 километрах от аэродрома. Совершили пробежку по грунтовой дороге для разминки и полетели на Тюмень, продолжая менять высоты в поисках попутного ветра. Примерно за 40 минут до Тюмени на приборной панели впервые загорелась лампочка неисправности топливного фильтра, но двигатель продолжал работать устойчиво, и мы в соответствии с РЛЭ приняли решение продолжить полет.
В Тюмени приземлились на аэродроме Плеханово, там нас уже ждал топливозаправщик от компании Ю-Тэйр. Пока я оформлял бумаги для FAI, Дима разобрал топливный фильтр и убедился в его чистоте. Мы заправили вертолет на завтра и уехали в гостиницу. За первый день перелета мы провели в воздухе почти 10 часов и преодолели 1,820 км (здесь и далее все расчеты из GPS Garmin Aera-795).
Старт дан! (Буньково, 22 сентября) Навстречу Солнцу, где-то под Владимиром. Вернее, НАД Владимиром Посадка в Казани Заправка в Казани. Куркачи, КАП (Казанское авиапредприятие) Вся заправка заняла 30 минут. Летим дальше Пока свеж чай в термосах... Примерно за час до Тюмени загорелась лампочка Финиш первого дня. Москва-Тюмень за день!
В начале сентября 2012 года мне стало известно, что из Москвы необходимо перегнать вертолет Robinson R44 заказчику. И мне руководством компании «Авиамаркет» было предложено принять участие в перегоне. Рядовое, казалось бы, событие – если бы не пункт назначения… Вертолет предстояло перегнать из Москвы на Сахалин! Через всю нашу страну. Естественно, я с радостью согласился – тем более, что лететь предстояло вместе с Дмитрием Ракитским, у которого я уже давно и с удовольствием учусь разным премудростям летного дела.
Тут же родилась идея использовать этот перелет для попытки установить мировой рекорд скорости на маршруте. Я прикинул точки заправок и ночевок и решил, что мы можем уложиться в четыре дня. Особую сложность в нашей стране представляют заправки авиационным бензином, однако этот вопрос удалось решить достаточно легко. Во-первых, мы брали с собой дополнительный бак емкостью 240 литров (который позволял нам лететь без дозаправки почти 7 часов), а во-вторых – благодаря прежним перелетам, конференциям АОН и интернету у меня оказалось достаточно много знакомых авиаторов по всей стране. Плюс, конечно, вертолетчики, которых в свое время обучил Авиамаркет – они тоже летают не только в Московской области.
Мы с Димой начали готовиться к перелету. Собственно, вся подготовка свелась к облету борта после его сборки в Авиамаркете, установке дополнительного бака и гирополукомпаса. Все лишнее (чехлы, швартовки лопастей, колеса и т.п.) было отправлено на Сахалин багажом. К сожалению, световой день стремительно сокращался (ежедневно примерно на 10 минут), а вылететь мы все не могли – Почта России потеряла документы на вертолет, и пришлось их восстанавливать. В итоге мы смогли стартовать лишь 22 сентября, почти на две недели позже запланированного.
Вылетали из Москвы в пять часов утра местного времени, за два часа до рассвета – чтобы успеть к месту ночлега в светлое время суток. Погода была хорошей, после схода с МКАДа на Восток мы пробили тонкий слой облаков и набрали примерно 2,000 метров в поисках попутного ветра посильнее. Ближе к Владимиру мы уже летели в светлеющем небе, навстречу Солнцу. Вообще, надо отметить, из-за того, что мы шли на Восток, в наших сутках было не 24, а 22 часа – и полетное время приходилось восстанавливать за счет сна, ибо больше его взять было просто неоткуда. Ну и экономили на заправках, естественно – для этого я еще перед перелетом по телефону договорился с товарищами на всех промежуточных пунктах о том, что заправщик должен ждать нас, а не наоборот.
В Казань на аэродром Куркачи мы пришли примерно на полчаса раньше расчетного времени, быстро заправились в дружественной авиакомпании КАП (Казанское авиапредприятие) и взлетели дальше, радуясь собственной скорости. Но не тут-то было – диспетчер района потребовал от нас вернуться на аэродром, поскольку мы взлетели на 30 минут раньше времени, указанного в плане полета. В эфире и в небе было совершенно пусто, мы летели одни, никому помешать не могли бы даже при желании – и нам до сих пор непонятно, из каких соображений диспетчер предъявил такое требование. Однако диспетчер был непреклонен, и мы вынуждены были сесть на 20 долгих минут в поле примерно в 25 километрах от аэродрома. Совершили пробежку по грунтовой дороге для разминки и полетели на Тюмень, продолжая менять высоты в поисках попутного ветра. Примерно за 40 минут до Тюмени на приборной панели впервые загорелась лампочка неисправности топливного фильтра, но двигатель продолжал работать устойчиво, и мы в соответствии с РЛЭ приняли решение продолжить полет.
В Тюмени приземлились на аэродроме Плеханово, там нас уже ждал топливозаправщик от компании Ю-Тэйр. Пока я оформлял бумаги для FAI, Дима разобрал топливный фильтр и убедился в его чистоте. Мы заправили вертолет на завтра и уехали в гостиницу. За первый день перелета мы провели в воздухе почти 10 часов и преодолели 1,820 км (здесь и далее все расчеты из GPS Garmin Aera-795).
Старт дан! (Буньково, 22 сентября) Навстречу Солнцу, где-то под Владимиром. Вернее, НАД Владимиром Посадка в Казани Заправка в Казани. Куркачи, КАП (Казанское авиапредприятие) Вся заправка заняла 30 минут. Летим дальше Пока свеж чай в термосах... Примерно за час до Тюмени загорелась лампочка Финиш первого дня. Москва-Тюмень за день!
Последний раз редактировалось Misha 11 окт 2012, 19:04, всего редактировалось 1 раз.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Наутро 23 сентября мы взлетали с рассветом – по расчету, нам хватало светлого времени суток до места следующей ночевки-Красноярска. Погода, как и прежде, благоприятствовала – и мы любовались с высоты птичьего полета видами нашей планеты. Впрочем, между Тюменью и Новосибирском местность довольно однообразна: плоская равнина, покрытая то лесами и полями, то - болотами. До Новосибирска было более 1,100 километров, и этот путь мы проделали примерно за пять с половиной часов – пару раз подсаживаясь на 5-10 минут для разминки на берегах рек или полянках в лесу. Заправка была организована на частном аэродроме Мочище. Этот аэродром населен, естественно, влюбленными в небо людьми и является одним из ярких примеров того, как наша авиация развивается не “благодаря”, а “вопреки”. В Мочище базируется десятка полтора разных воздушных судов, включая вертолеты Ми-2 и Ми-1 (последний восстанавливается силами энтузиастов и буквально на днях должен взлететь), строятся новые ангары, имеется современный заправочный комплекс с двумя видами бензина и керосином, два клубных дома с учебными классами, столовой и всем необходимым как для обучения – так и для регулярных полетов. Все это активно живет и развивается несмотря на практически уже готовое решение о закрытии аэродрома и строительстве автомобильной дороги прямо через КТА. В общем, таковы реалии “развития авиации” в нашей бывшей Авиационной Державе… В Мочище нас накормили вкусным обедом, и после заправки мы вылетели дальше по маршруту.
За Новосибирском пейзажи стали более живописными и разнообразными, полет продолжался в совершенно штатном режиме, и примерно через три с половиной часа после Оби мы увидели Енисей. Прошли мимо Дивногорской ГЭС и в наступающих сумерках совершили посадку на аэродроме “Северный”, где базируется компания “АэроГео”. Там нас встречали, и инженеры компании сразу же приступили к выполнению регламентных работ на вертолете – для этого у них была целая ночь. А мы с Дмитрием общались с красноярскими авиаторами, отвечая на многочисленные вопросы о вертолетах. Хоть в наших сутках и было всего по 22 часа, мы не могли отказать в общении тем, кто нас ждал – поэтому вечерние разговоры затягивались допоздна. Это и понятно, ведь легендарный летчик Ракитский не каждый день летает за Уралом. А Дима – ходячая (летающая) энциклопедия и одновременно – учебник новейшей истории отечественной авиации. В общем, времени на сон оставалось не много. Хорошо, что удавалось днем по очереди подремать в полете…
В этот день, 23 сентября, мы летели 9 часов и прошли 1,795 км.
Перед взлетом из Тюмени. Машина САБ провожает нас. Кстати, неожиданно я выяснил, что Плеханово (УСТЛ) - неконтролируемый аэродром! Между слоями облаков... Посадочка по пути в Новосибирск для разминки Заход в Мочище По пути в Красноярск лидируем стерхов (зачеркнуто) птиц... Над КТА Кемерово Влетели в ворота из радуги - к сожалению, вся она в объектив не попала Посадки на пляжики для разминки и просто пейзажи Дивногорская ГЭС
За Новосибирском пейзажи стали более живописными и разнообразными, полет продолжался в совершенно штатном режиме, и примерно через три с половиной часа после Оби мы увидели Енисей. Прошли мимо Дивногорской ГЭС и в наступающих сумерках совершили посадку на аэродроме “Северный”, где базируется компания “АэроГео”. Там нас встречали, и инженеры компании сразу же приступили к выполнению регламентных работ на вертолете – для этого у них была целая ночь. А мы с Дмитрием общались с красноярскими авиаторами, отвечая на многочисленные вопросы о вертолетах. Хоть в наших сутках и было всего по 22 часа, мы не могли отказать в общении тем, кто нас ждал – поэтому вечерние разговоры затягивались допоздна. Это и понятно, ведь легендарный летчик Ракитский не каждый день летает за Уралом. А Дима – ходячая (летающая) энциклопедия и одновременно – учебник новейшей истории отечественной авиации. В общем, времени на сон оставалось не много. Хорошо, что удавалось днем по очереди подремать в полете…
В этот день, 23 сентября, мы летели 9 часов и прошли 1,795 км.
Перед взлетом из Тюмени. Машина САБ провожает нас. Кстати, неожиданно я выяснил, что Плеханово (УСТЛ) - неконтролируемый аэродром! Между слоями облаков... Посадочка по пути в Новосибирск для разминки Заход в Мочище По пути в Красноярск лидируем стерхов (зачеркнуто) птиц... Над КТА Кемерово Влетели в ворота из радуги - к сожалению, вся она в объектив не попала Посадки на пляжики для разминки и просто пейзажи Дивногорская ГЭС
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3684
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Потрясающе, Миш!!! Это ещё не всё? Снимки сделаны с видеокамеры? А ролик "на коленке" сделаешь?
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Утром мы опять оторвали лыжи от планеты примерно за час до наступления сумерек и пошли на Восток в темноте. Следующая заправка нам предстояла в Иркутске на посадочной площадке у нашего товарища. Мы шли траверзом Братска, и рельеф местами был уже вполне гористым. В пути увидели огромное озеро с десятками тысяч гусей, перелетающих на Юг. Поскольку нам было не совсем по пути, мы всего на минутку выступили их лидерами- да и что их лидировать, они же не стерхи какие-нибудь… В Иркутске с заправкой случилась небольшая заминка, мы потратили минут на сорок больше, чем рассчитывали. К тому же, ветер перестал нам помогать так, как в предыдущие два дня. Мы поняли, что сегодня ночевать в поселке Уруша (а значит, и выполнить перелет в четыре дня) у нас не получится. Площадка в Уруше была нам не знакома, и это – не аэродром, а база золотоискателей, в темноте садиться туда небезопасно. Мы с Димой решили ночевать в Чите и смирились с мыслью, что продолжительность перелета увеличится до пяти дней.
После Иркутска Байкал встретил нас довольно плотной и низкой облачностью. Мы подсели на пляже на западном берегу, умылись байкальской водичкой (на удивление теплой!) и двинулись на Читу. Поскольку на восточном берегу Байкала высились горы, мы поднялись выше облаков и пошли на высоте около 3,000 метров. В Чите мы садились на аэродроме Каштак, где нас ждали местные авиаторы. Они заранее доставили для нас две бочки авиационного бензина, которого нам было более чем достаточно. Поскольку на этот день наш перелет был завершен, а бензина было в избытке, Дмитрий примерно в течение часа давал ознакомительные полеты гостеприимным читинцам – по-моему, ребята были счастливы не просто попробовать вертолет, а сделать это под руководством самого Ракитского! Потом, как обычно, – длинные ночные разговоры об авиации…
За этот день пройдено около 1,630 км за семь с небольшим часов.
Опять с утра идем повыше... Вот и Байкал за грядкой. Подсели на бережку... А это еще посадочка. Если приглядеться, стволы деревьев все обуглены пожаром - хоть деревья и выжили. Таких черных деревьев в забайкальской тайге очень много...
Опять идем по верху... Заход в Каштак, Чита Длинные пилотские разговоры...
После Иркутска Байкал встретил нас довольно плотной и низкой облачностью. Мы подсели на пляже на западном берегу, умылись байкальской водичкой (на удивление теплой!) и двинулись на Читу. Поскольку на восточном берегу Байкала высились горы, мы поднялись выше облаков и пошли на высоте около 3,000 метров. В Чите мы садились на аэродроме Каштак, где нас ждали местные авиаторы. Они заранее доставили для нас две бочки авиационного бензина, которого нам было более чем достаточно. Поскольку на этот день наш перелет был завершен, а бензина было в избытке, Дмитрий примерно в течение часа давал ознакомительные полеты гостеприимным читинцам – по-моему, ребята были счастливы не просто попробовать вертолет, а сделать это под руководством самого Ракитского! Потом, как обычно, – длинные ночные разговоры об авиации…
За этот день пройдено около 1,630 км за семь с небольшим часов.
Опять с утра идем повыше... Вот и Байкал за грядкой. Подсели на бережку... А это еще посадочка. Если приглядеться, стволы деревьев все обуглены пожаром - хоть деревья и выжили. Таких черных деревьев в забайкальской тайге очень много...
Опять идем по верху... Заход в Каштак, Чита Длинные пилотские разговоры...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
25 сентября мы вновь стартовали за час до наступления светлого времени суток. Хочу сказать, что местные диспетчеры хоть и удивлялись нашим ночным полетам, но не препятствовали им. В большинстве случаев даже не спрашивали, есть ли у нас ночные допуски. Просто для них, как я понял, ночные полеты пока в диковинку – но мы же отчасти для этого и летели, чтобы привносить что-то новенькое…
После Читы сразу опять начались горы, и нам пришлось карабкаться вверх. Вертолет был нагружен еще не выработанным топливом и набирал высоту тяжело. На высоте примерно 2,500 метров при температуре воздуха около нуля началось обледенение – пришлось спускаться ниже. Мы искали просветы в облаках и теряли с таким трудом набранную высоту. Около земли мы поняли, что горы закрыты облаками и опять начали лезть вверх. Наконец, мы набрали безопасную высоту около 1,800 м и пошли дальше при температуре не ниже +3С – признаков обледения в этих условиях не было. Часа через полтора вертолет стал легче, и мы, наконец, смогли выбраться выше облаков, на высоту около 3,700 м. Однако, на такой высоте лететь было не рационально: ветер не был попутным, поэтому мы практически сразу, как только рельеф стал более равнинным, спустились вниз. Это произошло уже в Амурской области, около поселка с замечательным названием Ерофей Павлович. В Ерофее Павловиче шел дождь, но мы все равно подсели за околицей и в непромокаемых куртках вышли из вертолета для разминки.
Следующий пункт заправки был в поселке Зея, на базе золотодобывающей артели. Туда мы пришли по хорошей погоде, но с приличным отставанием от графика - поэтому быстро заправились, съели вкуснейший артельный обед и пошли дальше, на Хабаровск. Мы летели в “чужих” местах, поэтому нам важно было приземлиться до наступления темноты – аэродром не был оборудован ночным стартом. Соответственно, мы не могли точно спрогнозировать реакцию авиационных властей на возможную ночную посадку. Решили, что если будут проблемы – будем садиться в международном аэропорту во избежание конфликтов. Однако, у нас получилось совершить посадку как раз в минуту наступления темноты в Хабаровске (реально мы сели на пару минут позже, но посадку я доложил вовремя). Бывший военный (утром выяснилось: не совсем бывший) аэродром Калинка встретил нас радушно, мы закрыли вертолет и поехали в китайский ресторан знакомиться с местной кухней. С хабаровскими авиаторами мы были уже довольно давно знакомы…
За день нам удалось пройти 1,900 км за одиннадцать с половиной часов летного времени.
Еле вылезли over the top... Внизу гористый рельеф... Проливной холодный дождь у поселка Ерофей Павлович Еще посадочка на бережку Над КТА аэродрома Зея - осталось 8 км до нашей площадки у золотоискателей Идем дальше, торопимся в Хабаровск. Красиво... Холмы как египетские пирамиды...
После Читы сразу опять начались горы, и нам пришлось карабкаться вверх. Вертолет был нагружен еще не выработанным топливом и набирал высоту тяжело. На высоте примерно 2,500 метров при температуре воздуха около нуля началось обледенение – пришлось спускаться ниже. Мы искали просветы в облаках и теряли с таким трудом набранную высоту. Около земли мы поняли, что горы закрыты облаками и опять начали лезть вверх. Наконец, мы набрали безопасную высоту около 1,800 м и пошли дальше при температуре не ниже +3С – признаков обледения в этих условиях не было. Часа через полтора вертолет стал легче, и мы, наконец, смогли выбраться выше облаков, на высоту около 3,700 м. Однако, на такой высоте лететь было не рационально: ветер не был попутным, поэтому мы практически сразу, как только рельеф стал более равнинным, спустились вниз. Это произошло уже в Амурской области, около поселка с замечательным названием Ерофей Павлович. В Ерофее Павловиче шел дождь, но мы все равно подсели за околицей и в непромокаемых куртках вышли из вертолета для разминки.
Следующий пункт заправки был в поселке Зея, на базе золотодобывающей артели. Туда мы пришли по хорошей погоде, но с приличным отставанием от графика - поэтому быстро заправились, съели вкуснейший артельный обед и пошли дальше, на Хабаровск. Мы летели в “чужих” местах, поэтому нам важно было приземлиться до наступления темноты – аэродром не был оборудован ночным стартом. Соответственно, мы не могли точно спрогнозировать реакцию авиационных властей на возможную ночную посадку. Решили, что если будут проблемы – будем садиться в международном аэропорту во избежание конфликтов. Однако, у нас получилось совершить посадку как раз в минуту наступления темноты в Хабаровске (реально мы сели на пару минут позже, но посадку я доложил вовремя). Бывший военный (утром выяснилось: не совсем бывший) аэродром Калинка встретил нас радушно, мы закрыли вертолет и поехали в китайский ресторан знакомиться с местной кухней. С хабаровскими авиаторами мы были уже довольно давно знакомы…
За день нам удалось пройти 1,900 км за одиннадцать с половиной часов летного времени.
Еле вылезли over the top... Внизу гористый рельеф... Проливной холодный дождь у поселка Ерофей Павлович Еще посадочка на бережку Над КТА аэродрома Зея - осталось 8 км до нашей площадки у золотоискателей Идем дальше, торопимся в Хабаровск. Красиво... Холмы как египетские пирамиды...
Последний раз редактировалось Misha 11 окт 2012, 13:54, всего редактировалось 1 раз.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: 22 июл 2009, 09:53
- Member of AOPA: No
- Откуда: ЯНАО
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Спасибо Михаил! Красиво рассказываешь! Зарядил положительными эмоциями, перед работой.)
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
К сожалению Плеханово это не аэродром (не имеет сертификата аэродрома), т.е. формально - посадочная площадка. Да и находится в пределах CTR Рощино, что автоматически его делает контролируемым.Misha писал(а):Кстати, неожиданно я выяснил, что Плеханово (УСТЛ) - неконтролируемый аэродром!
Ни одного неконтролируемого аэродрома в стране мне пока не известно.
Хотя в реальности в этой стране необходимо оставить десяток контролируемых аэродромов и прекратить тратить деньги на содержание бесполезных служб движения в аэропортах, где на кругу в среднем находится ноль воздушных судов, и пиковое значение - одно воздушное судно.
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Наутро хабаровские летчики забрали нас из гостиницы уже после рассвета – лететь оставалось немного, и мы решили выспаться. Мы подъехали к воротам аэродрома, там уже стояла машина с двумя бочками бензина для нас. Но солдат ворота открывать не собирался, ссылаясь то ли на приказ не открывать – то ли на отсутствие приказа открыть, я так и не понял. Дима Ракитский в очередной раз поразил меня стремительностью принимаемых решений: пока хабаровчане пытались дозвониться до кого-то, принимающего решения и отдающего приказы, а я тупо соображал, что делать, Дима попросил меня отъехать в поле, а сам, отодвинув плечом советского солдата, пошел запускать вертолет. Заправились мы метрах в двухстах от аэродрома на проселочной дороге, без разрешения воинских начальников. После взлета мы взяли курс на Север, вдоль Амура. Сначала я планировал лететь на Южно-Сахалинск напрямую, но сахалинский вертолетчик отговорил нас от этого, пугая неминуемым обледенением над Сихоте-Алинем и долгой дорогой через Татарский пролив. Поскольку бензин был не наш, а того же заказчика, мы решили не экономить и пересечь воду в более узком месте - и пошли в сторону Комсомольска-на-Амуре. Примерно через час после взлета мы решили “отметиться” на этой великой русской реке и подсели на пляжике минут на десять. На реке рыбаки вытаскивали в лодку сеть, над планетой стояла спокойная осень… Когда же мы начали взлетать, я увидел, что с реки прямо на нас на приличной скорости идет катер с тремя дальневосточниками на борту. Один из этих речников, в тельняшке, рукой машет нам сверху вниз, давая знак садиться. Но мы “не поняли” значения этих взмахов, ответно помахали ему руками и пошли дальше на маршрут. Так и неясно, чего эти ребята хотели? Запретки там никакой не было…
Вообще, Амур в этих местах меня не очень впечатлил – берега в основном низкие и какие-то унылые. Много разливов и заболоченных мест. Однако, за Комсомольском рельеф начал приподниматься, а берег Татарского пролива Охотского моря и вовсе был довольно обрывистым. Мы покинули материк и взяли курс на Остров. Лететь над водой нам было минут десять. Внизу конкретно штормило. Спасжилетов у нас не было, и Дима опять принял рациональное решение: он посоветовал мне положить в карман куртки нож, чтобы в случае приводнения я обрезал стропы доп.бака и выкинул его наружу. В воде его можно было слегка надуть и использовать как буй. Тем более – он оранжевого цвета.
Но – обошлось, до берега благополучно дошли и подсели на песчаной косе отметиться на Сахалине. Здесь мы оба оказались впервые. Вода в Татарском проливе была соленая! И теплая (но купаться мы не стали). Дальше мы шли по западному берегу острова на Юг. Отзвонились по спутнику в Сахалинск, нам дали команду работать с АД Ноглики (находится на восточном берегу острова – с него на шельфе работают вертолеты). Потом мы отработали с Шахтерском. Диспетчеры были очень приветливы и доброжелательны. Они никогда не видели Робинсон, и Шахтерск мы прошли над КТА. Диспы удивлялись, что такой маленький и “несерьезный” летательный аппарат дошел до Сахалина из Москвы меньше, чем за 5 суток.
Сахалинская природа сверху очень красива: лесистые горы, обрывистые берега с пляжами, очень чистая и абсолютно прозрачная вода. Остров почти не заселен. Южнее Александровска весь остров с 1905 до 1945 года принадлежал японцам – и мы видели “японские следы” сверху. Дороги, здания, мосты. Настроили за 40 лет они немало. Я слышал, что на южной оконечности острова есть бывший японский военный аэродром С ПОДОГРЕВАЕМОЙ ВПП!!! Одно плохо: начиная с 1945 года японцы как-то халатно относятся к плодам своего труда – и все приходит в запустение… Да и наши, советские постройки тоже оптимизма не внушают. А вот природа – красивейшая!
В Ильинском, примерно за час до конца маршрута, мы подсели на футбольном поле – там нас встречала машина с бензином на всякий случай. Топлива нам хватало, но я залил три канистры, чтобы не огорчать механика, доставившего бензин за полтораста верст на автомобиле. Пока я заправлялся, к вертолету сбежались местные жители с детишками и фотоаппаратами – все они впервые увидели такой вертолет. Надеюсь, скоро Робинсоны станут более привычны в этих местах. После Ильинского мы перешли на восточный берег и продолжили путь на Юг. Заказчик попросил нас доставить борт в Хомутово, главный порт Южно-Сахалинска – и мы шли туда. Примерно за полчаса до посадки мы услышали в эфире радиообмен сахалинского диспетчера с каким-то аэростатом (позывной был типа “Аэростат-1522”). Нам стало дико любопытно: что за аэростаты бороздят воздушные просторы Сахалина? Мы даже предположили, что это – пограничники. Аэростат шел нам навстречу на истинной 120 метров, мы были метров на 500 выше и вдруг увидели его – это оказался обычный воздушный шар в би-лайновской раскраске, такие стаями летают в Подмосковье. Нам потом рассказали, что шар – тоже новинка на Сахалине. Развивается там АОН…
В общем, зашли мы на посадку с прямой, сели на стоянке, где нас окружили встречающие и просто любопытствующие работники аэропорта. Владелец борта выкатил две огромные бутылки шампанского и попросил нас с Димой открыть их, “как положено”, с выстрелом и струей пены. Дима попал пробкой по блистеру – владелец вертолета “сбледнул с лица”… Тут и телевидение местное подтянулось…
Собрав личные вещи, передали мы борт в новые руки и упали спать. В Москву возвращались Аэрофлотом – и это был самый тяжелый этап перелета: ни покурить, ни на пляжик подсесть, ни природой полюбоваться…
Заправка в Хабаровске, за забором АД Калинка На Амуре... Покидаем материк Татарский пролив Первая посадка на Сахалине Еще Сахалин... Восточный берег - Тихий океан!.. ФИНИШ!!!
Вообще, Амур в этих местах меня не очень впечатлил – берега в основном низкие и какие-то унылые. Много разливов и заболоченных мест. Однако, за Комсомольском рельеф начал приподниматься, а берег Татарского пролива Охотского моря и вовсе был довольно обрывистым. Мы покинули материк и взяли курс на Остров. Лететь над водой нам было минут десять. Внизу конкретно штормило. Спасжилетов у нас не было, и Дима опять принял рациональное решение: он посоветовал мне положить в карман куртки нож, чтобы в случае приводнения я обрезал стропы доп.бака и выкинул его наружу. В воде его можно было слегка надуть и использовать как буй. Тем более – он оранжевого цвета.
Но – обошлось, до берега благополучно дошли и подсели на песчаной косе отметиться на Сахалине. Здесь мы оба оказались впервые. Вода в Татарском проливе была соленая! И теплая (но купаться мы не стали). Дальше мы шли по западному берегу острова на Юг. Отзвонились по спутнику в Сахалинск, нам дали команду работать с АД Ноглики (находится на восточном берегу острова – с него на шельфе работают вертолеты). Потом мы отработали с Шахтерском. Диспетчеры были очень приветливы и доброжелательны. Они никогда не видели Робинсон, и Шахтерск мы прошли над КТА. Диспы удивлялись, что такой маленький и “несерьезный” летательный аппарат дошел до Сахалина из Москвы меньше, чем за 5 суток.
Сахалинская природа сверху очень красива: лесистые горы, обрывистые берега с пляжами, очень чистая и абсолютно прозрачная вода. Остров почти не заселен. Южнее Александровска весь остров с 1905 до 1945 года принадлежал японцам – и мы видели “японские следы” сверху. Дороги, здания, мосты. Настроили за 40 лет они немало. Я слышал, что на южной оконечности острова есть бывший японский военный аэродром С ПОДОГРЕВАЕМОЙ ВПП!!! Одно плохо: начиная с 1945 года японцы как-то халатно относятся к плодам своего труда – и все приходит в запустение… Да и наши, советские постройки тоже оптимизма не внушают. А вот природа – красивейшая!
В Ильинском, примерно за час до конца маршрута, мы подсели на футбольном поле – там нас встречала машина с бензином на всякий случай. Топлива нам хватало, но я залил три канистры, чтобы не огорчать механика, доставившего бензин за полтораста верст на автомобиле. Пока я заправлялся, к вертолету сбежались местные жители с детишками и фотоаппаратами – все они впервые увидели такой вертолет. Надеюсь, скоро Робинсоны станут более привычны в этих местах. После Ильинского мы перешли на восточный берег и продолжили путь на Юг. Заказчик попросил нас доставить борт в Хомутово, главный порт Южно-Сахалинска – и мы шли туда. Примерно за полчаса до посадки мы услышали в эфире радиообмен сахалинского диспетчера с каким-то аэростатом (позывной был типа “Аэростат-1522”). Нам стало дико любопытно: что за аэростаты бороздят воздушные просторы Сахалина? Мы даже предположили, что это – пограничники. Аэростат шел нам навстречу на истинной 120 метров, мы были метров на 500 выше и вдруг увидели его – это оказался обычный воздушный шар в би-лайновской раскраске, такие стаями летают в Подмосковье. Нам потом рассказали, что шар – тоже новинка на Сахалине. Развивается там АОН…
В общем, зашли мы на посадку с прямой, сели на стоянке, где нас окружили встречающие и просто любопытствующие работники аэропорта. Владелец борта выкатил две огромные бутылки шампанского и попросил нас с Димой открыть их, “как положено”, с выстрелом и струей пены. Дима попал пробкой по блистеру – владелец вертолета “сбледнул с лица”… Тут и телевидение местное подтянулось…
Собрав личные вещи, передали мы борт в новые руки и упали спать. В Москву возвращались Аэрофлотом – и это был самый тяжелый этап перелета: ни покурить, ни на пляжик подсесть, ни природой полюбоваться…
Заправка в Хабаровске, за забором АД Калинка На Амуре... Покидаем материк Татарский пролив Первая посадка на Сахалине Еще Сахалин... Восточный берег - Тихий океан!.. ФИНИШ!!!
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- Vi-kTo-R
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 851
- Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Северо-Восток М.О.
- Контактная информация:
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Спасибо Михаил за фотографии и рассказ.
Отличное у Вас с Дмитрием путешествие получилось!
Ерофей Павлович Хабаров в семнадцатом веке осваивал Таймыр в прошлом Мангазею. С казаками сплавлялся по рекам с Якутска, они волоком зимой перетаскивали лодки через Олекминский хребет по дороге к Амуру.
Отличное у Вас с Дмитрием путешествие получилось!
Я тоже, не раз и не два бывая в Ерофее, удивлялся поселку названному именем первопроходца. Ну, а потом листая страницы истории был поражен мужеством и выносливостью наших предков.Это произошло уже в Амурской области, около поселка с замечательным названием Ерофей Павлович
Ерофей Павлович Хабаров в семнадцатом веке осваивал Таймыр в прошлом Мангазею. С казаками сплавлялся по рекам с Якутска, они волоком зимой перетаскивали лодки через Олекминский хребет по дороге к Амуру.
В Арктике звезды ярче..
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Михаил ,потрясающее путешествие! Очень вдохновляет, спасибо!
Рад что родная Тюмень содействовала вашему перелету!)
Рад что родная Тюмень содействовала вашему перелету!)
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Да. Вертолет это не самолет.
- Faza
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 820
- Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
- Контактная информация:
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
спасибо за рассказ! здорово!
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
отличный отчет, интересно перечитывать,
как теперь придумать маршрут что бы был более 8600км)))
как теперь придумать маршрут что бы был более 8600км)))
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
Шикарный полет получился, жалко только что торопились, но все равно здорово!
За пять дней пролетели то что мы в прошлом году за 20. Супер.
Забайкалье и приморье это вообще наше все, максимум впечатлений с перелета именно от этих месть остался. Приятно снова взглянуть.
За пять дней пролетели то что мы в прошлом году за 20. Супер.
Забайкалье и приморье это вообще наше все, максимум впечатлений с перелета именно от этих месть остался. Приятно снова взглянуть.
Re: Транс-Сибирский хели-экспресс :-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)