Покупка вертолета – довольно утомительное и нервное занятие: сначала ты ждешь, когда его привезут в трех ящиках на грузовике, потом ходишь в ангар и каждый день смотришь, как идет процесс сборки, а потом твой борт стоит готовый к полетам, но летать на нем ты не можешь, поскольку идет процедура регистрации и получения сертификата летной годности. Помнится, я примерно полтора месяца ходил вокруг своего вертолета и, конечно, нервничал сильно.
Теперь же все может быть совершенно иначе: ты оплачиваешь вертолет, забираешь его по месту изготовления в Калифорнии, летаешь на нем по Америке – и все это сразу, без томительного ожидания. Так компания Авиамаркет начала продавать вертолеты Robinson – вместе с маленьким приключением. И вот мои товарищи Коля и Виктор купили по вертолету, а мы с Дмитрием Ракитским должны были участвовать в их перегоне в качестве командиров бортов (поскольку оба имеем некоторый опыт полетов за границей и ведения радиообмена на английском языке).
Итак, вертолеты получены с завода в ящиках (трудно объяснимое упрямство руководства Robinson Helicopter Company, второй год не желающего отдавать нам вертолеты в сборе) и отправлены в Редландс для сборки. Мы с Димой вылетели в Америку и начали готовить перелет.
Раньше я летал в США, но совсем не много. Теперь же я увидел и «пощупал» авиационную Америку и понял: это лучшая страна в мире для частного пилота.
Начнем с общеизвестного факта: в США почти 20,000 аэродромов в то время, как в России их меньше 400. Разница – больше чем в ПЯТЬДЕСЯТ раз! В одном только Лос-Анжелесе, где мы с Димой жили неделю, облетывая собранные вертолеты и готовясь к перелету, 103 аэродрома! А Лос-Анжелес – всего лишь маленькая точка на карте Америки… И такое количество аэродромов находится в прямой связи с развитием авиации в стране. В одну из суббот в начале октября сразу на двух аэродромах, расположенных в одном штате примерно в 130 километрах друг от друга (Замперини, KTOA, и Редландс, KREI) проходили авиационные праздники- каждый из них по количеству летательных аппаратов и гостей значительно превосходил наш ежегодный всероссийский Слет Любителей Авиации. В тот же день между этими аэродромами в магазине Spruce была широкая распродажа самых разных товаров для авиации. Так получилось, что нам пришлось наведаться в этот магазин трижды с перерывом в 2-3 часа – я видел множество людей, покупающих все: от книг до элементов выпускной системы двигателя или шасси. Думаю, в тот день магазин посетило больше пилотов, чем летает во всей Московской воздушной зоне. И это – буквально в деревне!
В связи с таким развитием АОН подготовка к перелету была гораздо проще, чем даже где-нибудь в «свободно летающей» Европе: полетные карты есть буквально на каждом маленьком аэродроме, очень часто – совершенно бесплатно. За 25 долларов мы купили подписку на электронные карты для iPad’a и могли не возить с собой килограмма три бумаги – но все равно бумажные приобрели тоже. Также абсолютно везде на аэродроме есть бесплатный Интернет и телефон: погода и любая другая информация легко доступны в любое время. Для совсем тупых или ленивых есть единый БЕСПЛАТНЫЙ номер телефона 1-800-WX-BRIEF, а для того, чтобы задать «внезапно возникший» вопрос в воздухе, существует отдельная частота 122.200. И все это реально работает!
Для разработки маршрута перелета у нас были два главных критерия: срок и место назначения. Вертолеты нам предстояло погрузить на паром в Балтиморе, времени на все было около 2 недель. Мы прикинули, что вполне можем пересечь Америку с Запада на Восток и еще слетать на Кубу или Багамы для короткого «пляжного» отдыха.
Пока не прилетели другие участники перелета, Дима пару часов потренировал меня полетам в горах на высотах около 3,300 метров (на которых нам предстояло пересекать Скалистые горы). После этих занятий я с иронической улыбкой вспоминал свои летние экзерсисы в Альпах и прошлогодние – на Гавайях. Все-таки, Ракитский – он такой один!
И вот вечером 11 октября мы встретили в аэропорту наших путешественников: Колю, Виктора, Оксану (жену Коли) и Мишу. На следующее утро посетили завод Robinson Helicopter Company, где встретились с Фрэнком Робинсоном. Беседовали на удивление долго, минут 40. О его вертолетах, о наших перелетах на них, о популярности вертолетов в России – и вообще, «за жизнь».
Вечер закончили ужином в авиационном ресторане “Proud Bird” прямо под глиссадой Лос-Анжелесского международного аэропорта. Очень интересное заведение: большие залы, увешанные историческими фотографиями летчиков и самолетов, на огромной парковке и заднем дворике десятка полтора старых самолетов – и при всем этом вполне приличная кухня. Могу смело рекомендовать к посещению! Находится на Aviation Blvd, 11022. Это мы накануне ужинаем там с моим знакомым - Президентом фонда друзей авиации Ником Ракконеном

13 октября мы плюнули на суеверия и начали свой перелет. Правда, 13 число все же чуть не принесло нам огорчение: когда в Редландсе я сдавал арендованные машины, на лобовом стекле одной из них обнаружилась трещина. Я даже камня с дороги не поймал (сколов не было) – стекло треснуло само по себе, может, от холодного воздуха из кондиционера? Клерк в местном совершенно деревенском Хертце пытался доказать, что страховкой это не покрывается, тогда я попросил вернуть мне на минутку ключи от машины. «Зачем?» – поинтересовался он. Я (уже с ключами в руке) ответил, что сейчас «случайно» мордой энергично въеду в бетонный забор – и тогда страховкой покроется все. Он позвонил куда-то (в страховую компанию, наверное) и, повесив трубку, сказал, что я им ничего не должен.
Итак, 13 октября мы взлетели из Редландса и пошли на Северо-Восток. В этот день мы летели недолго и через пару часов благополучно сели в Лас-Вегасе. Это была моя первая посадка в немаленьком контролируемом аэропорту, но каких-то серьезных проблем с радиообменом и процедурами не случилось. Впрочем, минут за 15 до аэродрома мы все-таки подсели в пустыне и с Димой еще раз внимательно посмотрели карты и схему Henderson Executive.
Про Лас-Вегас рассказать особо нечего, там многие бывали. А кто не бывал – читал или слышал от знакомых. Много погулять не получилось, поскольку прилетели довольно поздно – только мы с Виктором прошлись по ночному Стрипу. Некоторые из нас оставили в казино символических денег – просто чтобы отметиться.
Наутро вылетели дальше на Восток и вскоре сели на уступе Гранд-Каньона. Вообще, почти весь Каньон – национальный парк, где установлен особенный порядок полетов и посадок. Но мы сели прямо на границе этого нац.парка: Каньон тот же, а мы ничего не нарушили.
Дальше на Восток на нашем пути пейзажи как будто соревновались перед нами на конкурсе красоты - виды просто великолепны!
Наконец, мы прилетели в Долину Монументов (Monument Valley).
Дима еще с прошлого года мечтал сесть на вершину скалы – и в этот раз все сложилось нормально. Они выключились, вышли из вертолета, а я с Колей и Оксаной нарезал круги, фотографируя.
Пора было лететь дальше, но тут Дима по радио сказал, что не может запустить двигатель. Хм... Начали обсуждать варианты: я высаживаю всех из своего вертолета внизу, снимаю со скалы Диму, Виктора и Мишу вместе с аккумулятором, мы ищем место, где этот аккумулятор можно зарядить и т.п. Населенных пунктов рядом не было. АКБ с моего борта не подходила, поскольку один борт был с напряжением бортсети 12 Вольт, а другой – 24 Вольта. Еще у меня на борту был SPOT с включенными спасательными операциями на сумму до 100,000 долларов. Мы думали: хватит ли этого, чтобы какой-нибудь большой борт снял нашего Робинсона на внешней подвеске? Но вскоре Дима все-таки смог запустить двигатель на последнем вздохе аккумулятора! В общем, Долина Монументов произвела на всех нас неизгладимое впечатление
Мы радостно полетели дальше и ночевали уже в замечательном городке Дюранго, штат Колорадо. Аэродром там расположен на высоте больше 2,000 метров, поэтому садились и взлетали мы совершенно нормально, даже на карбюраторном борту. Сам городок мы толком не осмотрели из-за позднего появления там, но центральная улочка очень похожа на декорации к фильмам про Дикий Запад (конечно, декорации похожи на нее – но в 21 веке воспринимаешь именно наоборот). Гостиница, в которой мы остановились, работает там уже больше 100 лет – старина реально чувствуется.
Рано утром мы покинули Дюранго. Нам предстояло пересечь Скалистые горы и выйти на равнины Техаса и Оклахомы. Шли над горами в утренней дымке, выше 3,500 метров подниматься не пришлось. Последний хребет пересекли над автодорогой, по перевалу. И вот указатели высотомера начали медленный ход против часовой стрелки – горы мы перевалили... К середине дня вышли на равнину – довольно унылую и однообразную. Шли на заправку на маленький аэродромчик Tucumcari Municipal (KTCC), что в New Mexico – на инжекторном борту у Димы и Виктора миль за 20 до аэродрома загорелась лампочка малого остатка топлива. Они подсели у дороги, я долетел и вернулся с канистрой. Вообще, мы заметили, что инжекторный верт жрет заметно больше бензина, чем карбюраторный… На этом аэродроме (как и на многих других) нам были искренне рады, попросили оставить записи в гостевой книге (мы там были первыми русскими), а менеджер АД лично (!!!) отмывал наши блистеры от мух. Нам не разрешил и денег с нас за это не взял – во как!
Заправившись, пошли дальше на Восток через Техас в Оклахому на аэродром Grandfield Municipal. Я не сразу нашел его среди полей – там стоит одинокий ангарчик, издалека похожий на сарайчики на других полях. Заходим на посадку, я начинаю сомневаться – есть ли там жизнь? Потом замечаю пикап возле ангара: жизнь должна быть – но вот есть ли бензин? В справочнике указано, что есть – но как-то сомнительно это выглядит. Сели. В ангаре два мужика: один помоложе, лет 65-70. А второй – под 80 точно. Восстанавливают какой-то двухмоторный самолет. Причем восстанавливают из дерьма: движки раскиданы основательно, а мужики обшивают всякие лонжероны и нервюры крыла листовым дюралем – буквально на коленке. Впрочем, заклепки используют точно такие, как мы видели в цехах Робинсона. На мой вопрос ответили, что и движки, и электрику тоже будут делать самостоятельно. Я аж охренел от этих местных Кулибиных. Зауважал... Жара была в районе +30, старший дед предложил чаю, кофе и воды. В ангаре были три огромных холодильника, из одного он дал мне 6 бутылок ледяной минералки. По поводу заправки: дед позвонил по мобильнику, и минут через 5 появился парень-заправщик – так что с бензином все оказалось замечательно. Перед нашим отлетом дед дал мне еще с полдюжины бутылок воды. На мой вопрос о деньгах он совершенно искренне удивился и ответил, что это – бесплатно. Ну ладно, я могу понять, когда тебя угощают на большом аэродроме в терминале АОН – там они делают деньги на бизнес-джетах и т.п. Но здесь-то, в глуши Оклахомщины, с единственным разобранным самолетом в ангаре – откуда у них такие «представительские» бюджеты??? Все-таки, удивительна эта страна – Америка!
Ну, дальше на Восток мы совершили последний за этот день бросок – в Нью-Орлеан. По пути подсели на пляжике живописной речки Red River. Оксана побродила по колено в воде и хотела немедленно купаться. Но купальник ее был погребен на самом дне багажника, и мы взлетели сухими. Ксюша довольно сурово выражала свое неудовольствие. До того момента, как в сотне метров от пляжа мы заметили немаленькую такую семейку местных аллигаторов – тут она успокоилась
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)